Трехосное шасси ГАЗ-21, создаваемое на базе уже освоенных в производстве узлов и агрегатов, изначально рассматривалось и как шасси для легкого армейского многоцелевого автомобиля повышенной проходимости, и как шасси для бронеавтомобиля. Работы по разработке бронеавтомобиля на шасси ГАЗ-21 были начаты в 1936 году, как и самого шасси. Предполагалось, что новый бронеавтомобиль будет готов к испытаниям уже в ноябре, но по ряду причин работы по нему затянулись и сборка машины была начата лишь в конце 1937 года. На испытания же машина, получившая индекс БА-21, и вовсе вышла лишь 9 февраля 1938 года.
Сварной бронекорпус для БА-21 был изготовлен Выксунским заводом ДРО – тем же самым, что выпускал корпуса для бронеавтомобилей БА-20 и БА-20М – собственно говоря, бронекорпус БА-21 по своей конструкции и являлся дальнейшим развитием БА-20М. Увеличение длины шасси относительно БА-20М позволило увеличить экипаж БА-21 до трех человек (у БА-20М – два человека). Помимо трехосного шасси, БА-21 получил бронекорпус с толщиной брони 6-8 мм, радиостанцию 71-ТК-1 со штыревой антенной, еще один 7,62-мм пулемет ДТ в шаровой опоре в лобовом листе корпуса справа. Боекомплект составлял 1890 патронов (30 дисков по 63 патрона). Как и у БА-20, башня могла вращаться путем приложения физической силы стрелком, располагавшегося на вращающемся сиденье. В походном положении башня фиксировалась тремя стопорами, расположенными по периметру её погона. Угол наведения оружия в вертикальной плоскости составлял от -13° до +23°.
Несмотря на возросшую массу, БА-21 продемонстрировал лучшую проходимость, по сравнению с БА-20М, которая обеспечивалась «хорошей приспособляемостью мостов шасси БА-21, наличием двух задних ведущих мостов, поддерживающих колёс и небольшой удельной нагрузкой шин колес». При установке цепей на колеса ведущих мостов бронеавтомобиль был способен двигаться по снежной целине глубиной до 300 мм. Правда, максимальная скорость БА-21 на шоссе оказалась почти в два раза ниже, нежели у БА-20М, что являлось следствием значительных потерь в трансмиссии при трехосной схеме шасси с червячными главными передачами.
Тем не менее, само шасси ГАЗ-21 оказалось довольно слабым для использования в качестве основы для бронеавтомобиля как по мощности двигателя, так и по своей конструкции – даже у незабронированного шасси в ходе испытаний на бездорожье постоянно ломались рама, подвеска, мосты и т.д. Поэтому в продолжение работ над шасси под бронеавтомобили Техотделом Горьковского автозавода было разработано специальное укороченное и усиленное трехосное шасси ГАЗ-22, на базе которого был создан бронеавтомобиль ЛБ-23 (БА-23).
После отказа В.А. Грачева от колесной схемы 6х4 и перехода к работе над полноприводными трансмиссиями, все работы над автомобилями семейства ГАЗ-21, включая и по бронеавтомобилям на их базе, были прекращены. А единственный построенный опытный БА-21 остался в распоряжении научно-испытательного автобронетанкового полигона АБТУ РККА в Кубинке, где проходил испытания, а позже стал одним из экспонатов танкового музея при полигоне. |