Выпускавшийся с 1960 года на шасси ГАЗ-51А автобус «Таджикистан-1», конструкция которого через КАГ-3 восходила еще к РАФ-251, к концу 1960-ых годов считался уже порядком устаревшей машиной из-за деревянного каркаса кузова, регулярно требовавшего ремонта или даже полной замены. Поэтому в 1968 году заводское конструкторское бюро приступило к созданию нового автобуса вагонной компоновки, но теперь с цельнометаллическим кузовом. Первый образец такого автобуса с довольно необычной по тем временам внешностью, имевший 24 посадочных места и получивший название «Таджикистан-2», был построен на шасси ГАЗ-52-01 в 1969 году и в том же году представлен в Москве комиссии Министерства среднего машиностроения СССР, в структуру которого входил завод.
Представленный вариант в целом был одобрен, а сделанные комиссией замечания были учтены в следующем опытном образце, построенном в 1970 году – прежде всего, применено более крепкое и грузоподъемное шасси ГАЗ-53А, а вместо распашной служебной двери применена автоматическая ширмового типа. В том же 1970 году началась серийная постройка новых автобусов, которых до конца года успели изготовить 24 экземпляра. Как и предшественник, «Таджикистан-2» предназначался главным образом для перевозки рабочих смен и вахтовых бригад на входящих в структуру министерства предприятиях.
В процессе производства конструкция автобуса неоднократно подвергалась изменениям. сперва в 1973 году был построен опытный образец «Таджикистан-2А», конструкция которого представляла собой первую волну изменений, а в 1975 году заводом был начат серийный выпуск модернизированной модели «Таджикистан-2Б». Обе эти модификации отличали усиленный каркас кузова и иное художественное решение его передней панели.
Выпуск автобусов семейства «Таджикистан-2» продолжался до 1979 года включительно. Всего было выпущено 915 экземпляров автобуса «Таджикистан-2» (включая и первый опытный образец) и 699 экземпляров «Таджикистан-2Б». Примечательно, что выпуск этих автобусов происходил сперва параллельно старой модели «Таджикистан-1» (до 1976 года), а затем (с того же 1976 года) – параллельно выпуску новейшего «Таджикистан-5».
По материалам Дениса Дементьева и Николая Маркова |