В 1979 году Львовским проектно-конструкторским бюро «Укркинотехника» Госкомитета УССР по кинематографии на смену пирвагену БОП-1 был разработан фургон аналогичного назначения АОП.01-53А (автомобиль оружейно-пиротехнический первой модели, на шасси ГАЗ-53А), также созданный на основе кузова автобуса АСЧ.03. Техническая документация для серийного выпуска этой модели была передана родственному, находившемуся в том же подчинении, черниговскоиу предприятию «Кинотехпром» (с 1989 года – Черниговский завод специального автотранспорта).
Использование более грузоподъемного шасси ГАЗ-53А позволяло перевозить пиротехнические средства, взрывчатые материалы и игровое оружия в одном фургоне, заменив им автопоезд БОП-1. Компоновка салона и грузового отсека АОП.01-53А в целом повторяли БОП-1: за кабиной водителя фургона располагался небольшой салон для четырех пиротехников с доступом через отдельную дверь по правому борту машины. В задней части фургона, отделенные глухой стенкой от салона пиротехников, располагались обшитые дюралюминием грузовые помещения без окон, предназначавшиеся для перевозки и хранения дымовых шашек, пороха, оружия и т.д. Доступ в грузовые отсеки был возможен только через две распашные двери по правому борту, рядом с которыми для удобства были смонтированы длинные поручни.
С учетом особенностей перевозимого груза, отдельное внимание было уделено комплектации машины противопожарным инвентарем. Кроме того, на глушитель фургона устанавливался искрогаситель, а для защиты от статического электричества к раме крепилась цепь, через которую оно стекало в землю. Стоит также отметить, что АОП.01-53А, как и БОП-1, комплектовались автономной сторожевой сигнализацией, пульт управления которой был выведен в кабину водителя, а все окна салона и вентиляционный люк были снабжены замками, доступ к которым был возможен только изнутри.
Для выделения в потоке этих машин, относящихся к категории транспортных средств повышенной опасности, по бортам кузова, согласно требованиям тех лет, были нанесены наклонные красные полосы, а на переднем скате крыши установлен флажок красного цвета. Помимо этого, во время движения с грузом оружия и пиротехники такие автомобили в обязательном порядке сопровождались милицейским экипажем. При проведении пиротехнических работ на съемочной площадке раскатывались пожарные рукава, которые в обязательном порядке должны были быть подключены к гидрантам или пожарной цистерне, и обеспечивалось дежурство сотрудников пожарной охраны и медперсонала.
В дальнейшем на смену АОП.01-53А пришел пиротехнический автомобиль АОП.02-53-12, созданный на базе нового автобуса с полукапотной компоновкой АСЧ.05-53-12. |