При создании «Волги» второго поколения с самого начала предполагалось ее использование как в качестве служебной машины, так и в качестве такси. Созданная на базе универсала машина для такси получила индекс ГАЗ-24-04 и по своей комплектации полностью соответствовало седану-такси ГАЗ-24-01. На машины устанавливался дефорсированный до 85 л.с. двигатель ЗМЗ-24-01, рассчитанный на применение более дешевого бензина А-76, сиденья получили легкомоющуюся обивку из кожезаменителя, у правого верхнего угла лобового стекла устанавливался фонарь ПФ-5Ж с зеленым огоньком, показывающий, что машина не занята и включавшийся автоматически с выключением счетчика модели ТАМ-Л1. А вот радиоприемника машины такси лишились – таксопарки отказывались вводить в штатное расписание для обслуживания приемников должность радиотехника, поэтому на месте приемника заводом устанавливалась заглушка.
Для выделения машин такси в общем потоке, для них был разработан оригинальный фисташковый бледно-зеленый оттенок (сменившийся впоследствии на лимонно-желтый), в который они окрашивались на конвейере, но этот цвет вовсе не являлся обязательным условием – зачастую в такси работали машины самых разных цветов из использовавшейся на ГАЗе для окраски обычных автомобилей «Волга» палитры красок. Сообразно роду деятельности машины, на кромку капота и заднюю дверь носились шашечки, а на передние двери, помимо шашечек, наносилась и буква Т в круге. В конце 1970-ых годов на крыше машин такси, все с той же целью выделения их в потоке, появился оранжевый опознавательный фонарь ФП-147 с шашечками.
В семействе ГАЗ-24 универсалов всех модификаций, включая и такси, выпускалось ежегодно от двух до пяти тысяч экземпляров. Количество такси-универсалов составляло в таксопарках считанные проценты. Водителями эти машины уважительно именовались «кормилицей» – благодаря складываемым задним сиденьям, в машине можно было перевозить довольно габаритные грузы, такие как мебель в сборе, телевизоры или холодильники. Эта услуга сама по себе оплачивалась клиентами по отдельному, более высокому, тарифу и плюс водители могли подзаработать, помогая с разгрузкой доставленной покупки. Более того, первые несколько лет тариф и на обычную пассажирскую поездку в такси-универсале был выше, чем на ГАЗ-24-01, несмотря на меньший комфорт на задних сиденьях из-за уменьшенной толщины подушек (для возможности их складывания).
Если предназначенный для такси седан ГАЗ-24-01 встал на конвейер почти сразу после запуска базовой «Волги» ГАЗ-24, то серийный выпуск такси-универсалов был начат лишь в конце 1974 года, спустя пару лет после начала выпуска ГАЗ-24-02. По некоторым сведениям, всего было выпущено 8602 автомобилей-такси ГАЗ-24-04, включая 60 машин из опытно-серийной партии, произведенных в течение 1973 года.
В 1986 году на смену этой модели пришла модернизированная «Волга» ГАЗ-24-14. |