ОАО "ГАЗ"
(Горьковский автомобильный завод)


ГАЗ-42

ГАЗ-42 в "естественной среде обитания" - на лесозаготовках

Шасси ГАЗ-42
Ящик между фильтром тонкой очистки и бункером предназначен для хранения запаса чурок. С 1940 года ящик стал изготавливаться из дерева

упрощенный вариант ГАЗ-42 с открытой кабиной, вторая половина 1942 года

    Довольно удачный газогенератор НАТИ-Г14, который лег в основу автомобиля ГАЗ-41, был при этом не очень удобен для массового выпуска. Его адаптацией под технологические особенности производства на ГАЗе занялся один из его создателей - инженер Н.Г. Юдушкин. Доработанный ГАЗом газогенераторный грузовик стал выпускаться с 1939 года под индексом ГАЗ-42. Устанавливаемый на него газогенератор получил аналогичный индекс.
    Размещение газогенераторной установки на раме грузовика было в целом сохранено - с левой стороны к раме крепился бункер для сжигания топлива, с правой стороны рамы располагался фильтр тонкой очистки. Фильтр грубой очистки был размещен под грузовой платформой. За левым передним крылом находился раздувочный вентилятор, который подавал воздух в бункер для лучшего горения топлива. Внешне от ГАЗ-41 новая машина отличалась немного увеличившимся диаметром бункера (454 мм у ГАЗ-42 против 400 мм у ГАЗ-41) при одновременном снижении его высоты до 1460 мм (1580 мм у ГАЗ-41) и высоты фильтра тонкой очистки до 1405 мм (1590 мм у ГАЗ-41). На 15 кг снизился вес газогенераторной установки, но на грузоподъемность машины это не повлияло - она составила 1200 кг.
    Для компенсации резкой потери мощности при переводе машины на газовое топливо ГАЗ-42 получил адаптированный для работы на газе более мощный двигатель ГАЗ-ММ, у которого до показателя 6,5 была повышена степень сжатия. Это позволило незначительно увеличить мощность грузовика по сравнению с ГАЗ-41 - ГАЗ-42 выдавал уже 34 л.с. Помимо этого, для улучшения динамики автомобиля было увеличено передаточное отношение в главной передаче - с 6,6 до 7,5. Максимальная скорость ГАЗ-42 составляла 54 км/ч (у ГАЗ-АА - 70 км/ч).
    Помимо собственно газогенераторных грузовиков, Горьковский автозавод изготавливал отдельно комплекты газогенераторного оборудования ГАЗ-42, предназначавшиеся для самостоятельной переделки силами автохозяйств обычных "полуторок" в газогенераторный грузовик.
    ГАЗ-42 использовался не только гражданскими потребителями. Около 1000 грузовиков эксплуатировалось к началу войны в Красной Армии в удаленных частях. При этом из-за наличия у ГАЗ-42 фактически источника открытого пламени, таким машинам запрещался въезд на склады горюче-смазочных материалов и боеприпасов.
    Стоит отметить, что выпуск ГАЗ-42 хотя и резко снизился во время войны, но при этом в небольших объемах продолжался в течение всей ее первой половины (1942 год - 45 машин, 1943 год - 74 машины). В 1944-1945 годах ГАЗ-42 не выпускался, но в 1946 году было выпущено 104 машины. После этого ГАЗ больше к газогенераторной тематике не возвращался, а ГАЗ-42 остался в истории отечественного автопрома как самый массовый довоенный советский газогенераторный грузовик в СССР - общий объем выпуска ГАЗ-42 составил 31956 экземпляров.



    Как ни удивительно, но долгое время тема моделей газогенераторных автомобилей и, в частности, ГАЗ-42, была забыта как крупносерийными производителями, так и малосерийными мастерскими. В результате, самой, пожалуй, известной и распространенной на сегодняшний день моделью ГАЗ-42 является модель мастерской ALF (Украина, г.Николаев), которая предлагается коллекционерам как с довоенными штампованными крыльями, так и с гнуто-сварными, с которыми машины выпускались в 1942 году и позднее (кабина модели при этом одинакова для обоих вариантов, а кузов может быть как с тентом, так и без).


    Помимо мастерской ALF, модель ГАЗ-42 в 90-ые годы ХХ века также предлагалась мастерскими (на фото слева направо): МП-43 (г.Екатеринбург), "Русская коллекция" (г.Москва), Саратовская лаборатория минимоделей. Все эти модели представляли собой разной степени проработки конверсии модели "полуторки", выпускавшейся ленинградским предприятием "Двигатель".


    Известно о постройке минимум одного газогенераторного пожарного автомобиля в Ленинграде во время Блокады. Предположительно именно этот автомобиль копируют пожарные машины типа ПМГ-1 на шасси ГАЗ-42, изготавливавшиеся под брендами ЛОМО-АВМ (слева) и "Пересвет".


К другой продукции ГАЗ               К общему списку моделей                На Главную страницу               Сообщить об ошибке или о плагиате

Страница создана 15 июня 2007 года          
Последняя редакция - 23 января 2021 года