ОАО "ГАЗ"/Горьковский автомобильный завод (ГАЗ)/

ГАЗ-52-03

ГАЗ-52-03, 1966 год:

ГАЗ-52-03 раннего выпуска:

ГАЗ-52-03 выпуска до 1973 года:

ГАЗ-52-03, 1973 год:

    На основе шасси ГАЗ-52-01 Горьковским заводом был разработан бортовой грузовик ГАЗ-52-03 грузоподъёмностью 2,5 т с колёсной базой 3700 мм.
    В целом, техническое описание ГАЗ-52-03 полностью соответствует описанию шасси ГАЗ-52-01, за исключением аспектов, связанных с применением бортовой платформы:
    Двигатель – ГАЗ-52-01 (до июня 1966 года имел маркировку ГАЗ-52), 6-цилиндровый, карбюраторный, четырёхтактный, рядный, нижнеклапанный, мощностью 75 л.с. при 2800 об/мин (с ограничителем), максимальным крутящим моментом 21 кГм при 1600-2000 об/мин, степенью сжатия 6,2 и рабочим объёмом 3485 см3.
    Система питания – принудительная, с подачей бензина топливным насосом Б-9Б диафрагменного типа с двумя впускными и одним выпускным клапанами. Магистральный фильтр-отстойник – щелевого типа, с фильтрующим элементом из тонких (0,15 мм) алюминиевых пластин. Бензобак ёмкостью 90 л располагался на раме под кабиной. Топливо – бензин А-72.
    Карбюраторы – К-84МИ Московского карбюраторного завода или К-126Е Ленинградского карбюраторного завода, двухкамерные, с падающим потоком, с балансированными поплавковыми камерами, экономайзерами и ускорительными насосами, оборудованные отдельными пневматическими ограничителями максимальной частоты вращения коленчатого вала. На К-84МИ ставились два клапана экономайзера – с механическим и пневматическим приводами, на К-126Е – один с механическим приводом. Привод ускорительного насоса обоих карбюраторов – механический. Среди прочего карбюраторы отличались друг от друга регулировочными параметрами.
    Воздушный фильтр – инерционно-масляный, с двухступенчатой очисткой воздуха и фильтрующим элементом из капрона.
    Система вентиляции картера – открытого типа, вытяжная.
    Система смазки – комбинированная: под давлением и разбрызгиванием, с фильтрами грубой и тонкой очистки масла. Фильтр грубой очистки – щелевого типа, с фильтрующим элементом из набора тонких стальных пластин; фильтр тонкой очистки – пластинчатый, с картонным фильтрующим элементом ДАСФО (двухсекционный автомобильный суперфильтр-отстойник). Масляный насос – шестерёнчатый, односекционный, с неподвижным маслоприёмником. Масляный радиатор – трубчато-пластинчатый, воздушного охлаждения.
    Система охлаждения – жидкостная, закрытая, с принудительной циркуляцией охлаждающей жидкости, с насосом центробежного типа. Радиатор – трубчато-ленточный (змейковый), трёхрядный. Также в систему входили четырёхлопастный вентилятор и термостат жидкостного типа.
    Часть автомобилей оборудовалась жидкостным пусковым подогревателем с лампой.
    Сцепление – однодисковое, сухое, с механическим приводом.
    Коробка передач – трёхходовая, четырёхступенчатая (четыре передачи вперёд, одна назад, четвёртая передача – прямая), с синхронизатором инерционного типа для включения III и IV передач.
    Карданная передача – открытого типа, состояла из основного карданного вала, промежуточного карданного вала с промежуточной опорой и трёх карданных шарниров с игольчатыми подшипниками. Скользящее шлицевое соединение располагалось на промежуточном валу.
    Главная передача – спирально-коническая, с передаточным числом 6,67. Дифференциал – конический, с четырьмя сателлитами. Полуоси – полностью разгруженные.
    Передняя ось представляла собой штампованную балку двутаврового сечения.
    Подвеска зависимая, на продольных полуэллиптических рессорах с перемещающимися задними концами, передняя – с гидравлическими телескопическими амортизаторами двустороннего действия, задняя – с дополнительными рессорами (подрессорниками). Концы рессор были заделаны в кронштейны с помощью резиновых подушек.
    Рулевой механизм – типа глобоидальный червяк с двухгребневым роликом.
    Тормозная система:
    – одноконтурная, рабочие ножные тормоза колодочные, барабанного типа, на все колёса с гидравлическим приводом;
    – стояночный ручной тормоз колодочный, барабанного типа, с механическим приводом на трансмиссию (вторичный вал коробки передач).
    Рама состояла из холодно-штампованных лонжеронов швеллерного сечения переменной высоты, соединённых между собой с помощью клёпки шестью силовыми поперечинами и отдельной поперечиной для крепления промежуточной опоры карданной передачи. Спереди монтировались буфер и два буксирных крюка, на задней поперечине – буксирный прибор с резиновым буфером.
    На машину ставились дисковые колёса с уширенным ободом размера 6,0Б-20 (152Б-508) с конической посадочной полкой, с шестью окнами, с разрезным бортовым кольцом, выполнявшим функцию замочного. Диски крепились на 6 шпильках. Размер шин – 7,50-20" (220-508) или 200-508Р (радиальные типа Р). Запасное колесо размещалось на откидном кронштейне, унифицированном с применявшимся до 1961 года на ГАЗ-51А, располагавшемся на правом лонжероне рамы.
    В первые годы выпуска (1964-1968) на часть автомобилей устанавливались колёса от ГАЗ-51А: дисковые, с ободом размера 20×7 (5,00-20), с шестью окнами, с бортовым и разрезным замочным кольцами, крепившиеся на шести шпильках. Размер шин такой же – 7,50-20" (220-508) или 200-508Р (радиальные типа Р).
    Система электрооборудования – 12-вольтовая, постоянного тока, однопроводная, с отрицательными выводами зажимов источников и потребителей электроэнергии на корпус.
    Источники энергии: генератор Г21-Г постоянного тока мощностью 225 Вт и силой тока 18 А или генератор Г108-Г постоянного тока мощностью 250 Вт и силой тока 20 А, работавшие с реле-регулятором РР24-Г, и аккумуляторная батарея 6-СТ-68-ЭМ ёмкостью 68 Ач.
    Система зажигания двигателя – батарейная, состояла из катушки зажигания Б1, распределителя зажигания Р20, свечей М12У и выключателя.
    Стартер – СТ8 мощностью 1,3 л.с. с механическим рычажным приводом включения с помощью педали-штока из кабины водителя.
    На автомобили устанавливались:
    – фары ФГ105-Б с полуразборными оптическими элементами ФГ105-200 и двухнитиевыми лампами типа А-12-50+40 на 50 Вт и 40 Вт (дальний и ближний свет) с американским асимметричным светораспределением ближнего света;
    – подфарники ПФ101-Б с двухнитиевыми лампами типа А-27 на 21 св и 6 св, служившие для указания соответственно поворотов и габарита;
    – комбинированные двухсекционные двухламповые задние фонари ФП101 (левый) с рассеивателем для освещения номерного знака и ФП101-Б (правый) с лампами типа А-26 на 21 св (стоп-сигнал и указатели поворота) и А-24 на 3 св (обозначение габаритов и освещение номерного знака).
    Держатель номерного знака шасси ГАЗ-52А и ГАЗ-52-01 прикручивался к задней поперечине рамы, а задние фонари с их держателями прилагались отдельно и монтировались во время монтажа спецустановки непосредственно на её предприятии-изготовителе.
    Задние фонари грузовика ГАЗ-52-03 помещались в держателях, крепившихся на задней поперечной балке платформы. Левый держатель монтировался совместно с держателем заднего номерного знака.
    Автомобиль оборудовался щитком приборов типа КП102, на котором располагались:
    – спидометр СП24-В;
    – указатель температуры охлаждающей жидкости УБ103;
    – указатель уровня топлива УК105;
    – контрольная лампа разрядки аккумуляторной батареи;
    – контрольная лампа дальнего света фар (на спидометре);
    – контрольная лампа аварийного давления масла;
    – контрольная лампа температуры охлаждающей жидкости;
    – контрольная лампа указателей поворота.
    Кабина цельнометаллическая, двухместная, с раздельными регулируемым сиденьем для водителя и сиденьем для пассажира, оборудовалась отопителем, работавшим от системы охлаждения двигателя, электрическим стеклоочистителем с двумя щётками и опрыскивателем для обмыва ветрового стекла.
    Машина комплектовалась одним круглым зеркалом заднего вида, устанавливавшемся на кронштейне телескопического типа с левой стороны кабины.
    Бортовая платформа грузовика ГАЗ-52-03 – деревянная, с клёпаным металлическим каркасом основания, деревянными поперечными брусьями основания и с тремя откидными бортами. Первоначально во избежание перегруза на боковые борта наносилось чёрной краской обозначение «2,5 т».
    Инструментальный ящик бортового ГАЗ-52-03 монтировался за кабиной под кузовом с левой стороны машины.

    С 1973 года отдельные партии ГАЗ-52-01 и ГАЗ-52-03 комплектовались гипоидным задним мостом от ГАЗ-53А с передаточным числом i=6,83.
    Выпуск ГАЗ-52-03 осуществлялся с июня 1966 года по 1 января 1974 года. Помимо грузовиков для внутреннего рынка, также производились и экспортные варианты этого автомобиля - ГАЗ-52-53 и ГАЗ-52-73.

Текст - Юрий Воробьев



    В феврале 2024 года брендом DIP-models были выпущены в продажу два варианта модели ГАЗ-52-03, тиражом 240 экземпляров каждого – ранний 1966 года (артикул 105251, на снимках выше) и более поздний 1969 года (артикул 105253, на снимках внизу). На двери ранней машины нанесены эмблемы колгоспа «Жовтень» (колхоз «Октябрь» в переводе на русский язык) Черкасской области, а поздняя машина «приписана» к совхозу «Косинский» Пермской области. Также стоит отметить использование нового, разработанного специально для этих моделей, кузова и покрышки МИ-173, ранее не использовавшихся на моделях DIP-models.
    Помимо цвета, эти две модели несколько различаются между собой в деталях: ранняя версия получила двухоконные колесные диски и единственное зеркало заднего вида от ГАЗ-51, а более поздняя – стандартные шестиоконные диски от ГАЗ-52 и стандартные же для семейств ГАЗ-52 и ГАЗ-53 зеркала заднего вида на трех опорах по обеим сторонам кабины. Кроме того, поздняя версия получила на борта кузова отметку «2,5т», наносившуюся на эти машины непосредственно Горьковским автозаводом во избежание их перегруза.


К другой продукции ГАЗ               К общему списку моделей                На Главную страницу               Сообщить об ошибке или о плагиате

Страница создана 12 июля 2007 года          
Последняя редакция - 24 марта 2024 года