ОАО "ГАЗ"/Горьковский автомобильный завод (ГАЗ)/

ГАЗ-52Ф

Внешность ГАЗ-52, 1956 год:

Внешность ГАЗ-52Ф
1958-1959 г.г.:

    Семейство ГАЗ-52 относится к грузовым среднетоннажным автомобилям третьего поколения Горьковского автомобильного завода. Главный конструктор семейства – Александр Дмитриевич Просвирнин. Ведущие конструкторы – Борис Ильич Шихов, Владимир Дмитриевич Запойнов.
    В конце 1950-х – начале 1960-х гг. на Горьковском автозаводе разрабатывалось три семейства грузовых автомобилей, по замыслу конструкторов в максимальной степени унифицированных между собой – ГАЗ-52, ГАЗ-56 и ГАЗ-62. В роли базовой модели для всей линейки новых машин выступал грузовик семейства ГАЗ-52, являвшийся преемником ГАЗ-51А, с той же колёсной формулой (4×2) и грузоподъёмностью на уровне 2,5 т.
    Изначально на семейство ГАЗ-52 планировалось устанавливать спроектированный в 1956 году рядный верхнеклапанный 6-цилиндровый двигатель ГАЗ-51Ф с форкамерно-факельным зажиганием мощностью 80 л.с. при 3000 об/мин (максимальный крутящий момент 21,5 кГм при 1600-1800 об/мин, степень сжатия 6,7 и рабочий объём 3485 см3), работавший на низкооктановом бензине А-66. Этот мотор, кроме специфических различий в конструкции с обычным ГАЗ-51, таких как раздельное охлаждение головки и блока цилиндров, характеризовался ещё и тем, что на нём для повышения износостойкости коленчатого вала, к тому же снабжённого грязеуловителями, были установлены триметаллические вкладыши коренных и шатунных подшипников с металлокерамическим подслоем (стальная лента, медно-никелевый подслой и антифрикционный свинцовистый сплав СОС-6-6) вместо биметаллических. Наряду с этим в системе смазки вместо двух масляных фильтров (грубой и тонкой очистки) планировался один центробежный, а в системе питания использовался двухкамерный карбюратор.
    В то же время, на машину впоследствии планировалось устанавливать разработанный на ГАЗе V-образный карбюраторный 6-цилиндровый двигатель ГАЗ-52 с развалом блоков цилиндров 60°, мощностью 105 л.с. при 5000 об/мин, максимальным крутящим моментом 25-27 кГм при 1500-2000 об/мин, степенью сжатия 7,6-8 и рабочим объёмом 3530 см3.

    Однако ни тот, ни другой силовые агрегаты в итоге так и не были внедрены на серийной машине, так как, во-первых, в ходе испытаний и опытной эксплуатации ГАЗ-51Ф выявились следующие недостатки: неоправданная сложность регулировки карбюратора, трудности с запуском, капризность в работе и многочисленные случаи поломок, и во-вторых, в силу ряда причин существенно замедлились и работы над V-образным мотором ГАЗ-52, приёмочные испытания которого начались лишь в середине 1960-х гг. Эти обстоятельства вынудили конструкторов ГАЗа в конце концов поставить на новую машину старый мотор ГАЗ-51, но форсированный до мощности 75 л.с. и в меру возможностей модернизированный. Вместе с тем, доработанные автомобили с двигателем ГАЗ-51Ф и изменёнными кабиной и оперением, получившие наименование ГАЗ-52Ф, были изготовлены в 1958-1959 гг. и один из них даже демонстрировался в 1959 году на ВДНХ, однако этот грузовик так и остался экспериментальным и был выпущен всего лишь небольшой опытно-промышленной партией.

    Новый грузовик фактически представлял собой шасси ГАЗ-51А с колёсной базой 3300 мм, но с новыми кабиной, оперением и двигателем, а также модернизированными силовой передачей и ходовой частью. Конструкция его кабины с панорамным ветровым стеклом, форма крыльев и оформление облицовки радиатора напоминали стиль американских автомобилей образца середины 1950-х гг.
    На машину, кроме изменённого двигателя, были установлены усиленное сцепление с увеличенным диаметром ведомого диска (внедрено в 1961 году на серийных ГАЗ-63 и ГАЗ-53Ф), четырёхступенчатая коробка передач с синхронизатором на III-й и IV-й передачах, кулачковый дифференциал заднего моста повышенного трения, улучшавший проходимость и устойчивость на плохих и скользких дорогах, а также подвеска с заделкой концов рессор в резиновые подушки.
    В конце 1950-х годов на основе ГАЗ-52Ф планировались к выпуску грузовик с подъёмным задним бортом ГАЗ-52Я, седельный тягач ГАЗ-52П, а также две длиннобазные (колесная база 3700 мм) модификации: шасси ГАЗ-52A и бортовой ГАЗ-52Г грузоподъёмностью 4 тонны для транспортировки грузов по дорогам с улучшенным твёрдым покрытием. Однако, в конечном итоге в 1964 году на конвейер попало только шасси ГАЗ-52А, но уже оснащенное обычным карбюраторным двигателем ГАЗ-52.

Текст - Юрий Воробьёв



    Модель.


К другим автомобилям ГАЗ               К общему списку моделей                На Главную страницу               Сообщить об ошибке или о плагиате

Страница создана 24 июля 2007 года          
Последняя редакция - 04 января 2023 года