ОАО "ГАЗ"/Горьковский автомобильный завод (ГАЗ)/

ГАЗ-52Я
.

    В конце 50-ых годов ХХ века на ГАЗе полным ходом шла работа по созданию нового семейства автомобилей ГАЗ-52, в котором присутсвовал и автомобиль с грузоподъемным бортом - ГАЗ-52Я. Автомобиль создавался в соответствии Постановлением Совета министров СССР №936 от 31 августа 1960 года «О развитии специализированного транспорта» на основании Технического задания на проектирование грузового автомобиля с платформой и грузоподъемным бортом, утвержденного Заместителем председателя Горьковского Совнархоза Горевым М. С.
    Основным назначением ГАЗ-52Я являлась перевозка тарных грузов,с облегчением процесса погрузочно-разгрузочных работ за счет их механизации. Механизм грузоподъемного заднего борта был рассчитан на подъем и опускание штучных грузов или сыпучих грузов в таре с размерами площади основания, не превышающими размеров заднего борта, и весом не более 500 кг.
    Подъем борта с грузом 500 кг на полную высоту производится за 10-12 сек., опускание - за 5-8 сек. Как показали испытания, такой автомобиль наиболее эффективно мог использоваться при перевозках штучных грузов весом по 100-150 кг, так как более тяжелые грузы требуют больших физических усилий для перемещения по горизонтальной поверхности пола платформы.
    Выпуск ГАЗ-52Я в будущем предполагалось развернуть на Саранском заводе автосамосвалов (САЗ), но уже на этапе проектирования конструкции между ГАЗом и САЗом предполагалось четкое разделение труда по разработке ГАЗ-52Я: рычажный подъемный механизм, металлический грузоподъемный борт, гидравлический кран управления проектировал КЭО ГАЗ, а САЗ должен был разработать коробку отбора мощности под насос НШ-16В. В дальнейшем, при изготовлении образца, по факту на автомобиле была установлена КОМ от самосвала ГАЗ-93Б и гидравлический распределитель Р40/75Б.
    Тему автомобиля ГАЗ-52Я с задним грузоподъемным бортом со стороны конструкторско-эксперементального отдела ГАЗ вел ведущий конструктор Зарницкий Я. М., со стороны САЗ – Шичалин Н. В. и Зайчиков Ю. Н. Спустя многие годы, в конце 90-х годов прошлого столетия, Зайчикову вновь придется вновь заняться темой автомобилей с грузобортом на шасси ГАЗ-33072, ГАЗ-3302 «ГАЗель» и УАЗ-3303.
    Задний грузоборт был установлен на ранний образец автомобиля ГАЗ-52Ф с оригинальной кабиной выпуска не позднее 1959 года. Срок изготовления образца однозначно не определен, понятно одно, что изготовлен он был в период с весны 1961 года по июль 1962 года.
    17 сентября 1962 года конструкторская документация на ГАЗ-52Я с ГАЗа была передана в Саранск, а сам образец САЗ собирался забирать позднее - в ноябре 1962 года.
    18 сентября 1961 года, работники КЭО ГАЗа Я. М. Зарницкий и Ю. М. Полев, подали заявку на изобретение «Механизм грузоподъемного борта грузового автомобиля», и в январе 1962 года ими был получен патент за номером 151939.
    Предполагалось, что механизм привода борта мог легко монтироваться на обычном грузовом автомобиле ГАЗ-52 или ГАЗ-51А. Для его установки и крепления необходимо было лишь иметь отверстия в раме и вырезы в заднем поперечном брусе основания платформы для прохода рычагов. Деревянный задний борт автомобиля ГАЗ-52 заменяется металлическим, а на автомобиле ГАЗ-51А дополнительно должен быть усилен задний поперечный брус основания платформы.

Текст - Сергей Леонтьев



    Модель.


К другим автомобилям ГАЗ               К общему списку моделей                На Главную страницу               Сообщить об ошибке или о плагиате

Страница создана 24 июля 2007 года          
Последняя редакция - 14 января 2019 года