ОАО "ГАЗ"/Горьковский автомобильный завод (ГАЗ)/

ГАЗ-55
ГАЗ-55, подготовленный к отправке в экспозицию советской техники в павильоне "Механизация" ВСХВ в 1939 году
ГАЗ-55 довоенного выпуска
ГАЗ-55 военных лет разных периодов выпуска
Военно-полевая церковь, обустроенная американским подразделением в захваченном в ходе Корейской войны ГАЗ-55

    С учетом опыта эксплуатации ГАЗ-03-32 и ГАЗ-05-194 в 1938 году Горьковским автозаводом был разработан специальный санитарный автомобиль на шасси ГАЗ-АА с оригинальным кузовом. Этот автомобиль получил обозначение ГАЗ-55-55, где первое число являлось индексом шасси, а второе – индексом кузова. Впрочем, вскоре обозначение машины даже в заводской документации для простоты было редуцировано до привычного нам ГАЗ-55.
    Поскольку стандартная рессорная подвеска ГАЗ-АА, рассчитанная на перевозку полутора тонн груза, была чрезмерно жесткой для такой малой нагрузки, как у санитарного фургона, то для улучшения плавности хода ГАЗ-55 получил усовершенствованную переднюю рессору и удлиненные задние. По этой же причине на машину устанавливались четыре амортизатора от легкового ГАЗ-М1 на заднюю ось и два на переднюю.
    Частично остекленный кузов ГАЗ-55, как и другие горьковские автобусные кузова тех лет, в основе имел деревянный каркас, обшитый листовым металлом. На крыше машины, для улучшения воздухообмена в кузове, были предусмотрены три вентиляционных кармана с вентиляторами – два приточных и один вытяжной. Отопление кузова осуществлялось двумя калориферами, установленными на полу у боковых стенок под лавками и нагреваемыми проходящими через них выхлопными газами. Кабина водителя отделялась от санитарного салона фанерной перегородкой с переговорным окном. Стандартный козырек ГАЗ-АА над ветровым стеклом уступил место гладкой панели с небольшим фонарем, на стекло которого был нанесен красный крест. В остальном передок и боковые двери остались неизменными от ГАЗ-АА. Запасные колеса крепились к специальным кронштейнам, установленным по обеим сторонам от капота, и были частично утоплены в специальные углубления в передних крыльях.
    ГАЗ-55 предназначался для перевозки 8 сидячих больных/раненых, не считая водителя и сопровождающего санитара, либо 4 лежачих на носилках в два ряда друг над другом плюс 2 сидячих, либо двое лежачих на носилках под крышей и пятеро сидячих. Для перевозки сидячих больных были предусмотрены два откидных трехместных сиденья по бортам кузова и два одноместных сиденья у передней перегородки. Носилки устанавливались на специальные амортизирующие подвесы, которые могли передвигаться по специальным направляющим, установленным на потолке и на полу (для верхней и нижней пары носилок, соответственно). Погрузка больных/раненых в салон осуществлялась через заднюю двустворчатую распашную дверь.
    Выпуск ГАЗ-55 был начат на Горьковском автозаводе в 1938 году и уже в том же году 72 шасси ГАЗ-55 были отгружены в адрес Казанского кузовного завода, назначенного дублером по выпуску этих санитарных машин. Причем, если горьковские ГАЗ-55 отправлялись прежде всего в РККА, то казанские машины поступали в основном в гражданские медучреждения. Всего в Казани до войны успели выпустить 968 экземпляров ГАЗ-55, но качество их кузовов было настолько низким, что иной раз больницы или станции скорой помощи, получив казанскую машину, демонтировали с нее заводской кузов и устанавливали новый, собственного производства. В 1941 году производство ГАЗ-55 в Казани было прекращено.
    По мере разворачивания выпуска «полуторок» с 50-сильным двигателем ГАЗ-М, эти шасси стали также использоваться для производства ГАЗ-55, при этом индекс санитарки не поменялся.
    В отличие от Казани, в Горьком выпуск ГАЗ-55 продолжался и во время войны, но уже вынужденно на основе стандартных шасси «полуторок», без доработки подвески. Как и другая продукция ГАЗа первых военных лет, ГАЗ-55 подверглись вынужденным упрощениям: вместо штампованных появились гнутые задние и Г-образные передние крылья, деревянные дверцы кабины, исчезла одна фара, бампер, вентиляционные карманы на крыше, остекление кузова и передние тормоза. Впрочем, уже в 1943 году завод практически вернулся к довоенной комплектации машины, однако Г-образные передние крылья оставались на машинах до самого конца их выпуска.
    Практически на весь 1946 год выпуск ГАЗ-55 был приостановлен – в народное хозяйство начали возвращаться машины из действующей армии, но вскоре стало очевидно, что их количество недостаточно для удовлетворения нужд гражданских медучреждений, а техническое состояние таких машин зачастую неудовлетворительно, поэтому в декабре 1946 года производство ГАЗ-55 было возобновлено, но уже силами нового предприятия – еще в апреле 1946 года автобусный филиал ГАЗа был выведен из состава Горьковского автозавода и преобразован в самостоятельное предприятие Горьковский автобусный завод (использовалась аббревиатура ГЗА, чтобы не дублировать уже устоявшуюся ГАЗ). Новый автозавод продолжил выпуск санитарок ГАЗ-55, причем с первого квартала 1950 года самостоятельно стал собирать еще и шасси для них, а также для автобусов ГАЗ-03-30 и самосвалов ГАЗ-410 из задела в четыре тысячи комплектов, вывезенного с ГАЗа в связи с прекращением выпуска на Горьковском автозаводе «полуторок».
    В III квартале 1950 году выпуск ГАЗ-55 был прекращен. Всего за годы производства было построено 13.026 экземпляров ГАЗ-55, из которых 11.846 машин было выпущено в Горьком и 1.180 в Казани.



    Первая и единственная на сегодня массовая и доступная модель ГАЗ-55 в масштабе 1:43 была выпущена издательством DeAgostini в июле 20212 года в рамках журнальной серии "Автомобиль на службе". Почти семь лет спустя, в апреле 2019 года, эта же модель, но в бежевом окрасе была перевыпущена в журнальной серии "Автолегенды СССР" того же издательства.
    Оба варианта копировали модель довоенного выпуска, но, вероятно, в силу требований издательства к максимальному удешевлению и, как следствие, упрощению моделей для журнальных серий, модели лишились приметных карманов вентиляции на крыше, что было бы более характерно для машин военных лет выпуска. Запасное колесо было размещено под рамой в заднем свесе.


    До появления журнальных серий наиболее распространенной моделью ГАЗ-55 была модель херсонской мастерской "Вектор-моделс", кузов которой изготавливался в основном методом гальванопластики, но в последние годы выпуска - из смолы. Модель выпускалась в разных исполнениях и разных временных периодов, но всех их отличали совершенно некопийные колесные диски, по которым можно было безошибочно определить производителя.


    До появления херсонской модели многие коллекционеры делали модели ГАЗ-55 для своих коллекций, для коллекций друзей или же на продажу на базе модели ГАЗ-АА ленинградского предприятия "Двигатель". Такие модели, как правило сохраняли передок ленинградской полуторки, ее колеса и открывающиеся двери кабины.


К другой продукции ГАЗ               К общему списку моделей                На Главную страницу               Сообщить об ошибке или о плагиате

Страница создана 08 апреля 2003 года          
Последняя редакция - 19 мая 2023 года