ОАО "ГАЗ"/Горьковский автомобильный завод (ГАЗ)/

КСП-76
(изделие 63-СУ / ГАЗ-68)

    21 августа 1943 года И.В. Сталиным было подписано постановление ГКО №3964сс «О производстве самоходных артиллерийских установок с 76-мм пушками на Горьковском автозаводе и заводе №40 Наркомата среднего машиностроения». На основании этого постановления с октября 1943 года Горьковский автозавод вместо легкого танка Т-70 приступил к выпуску самоходных артиллерийских установок СУ-76. К этому времени автозавод давно располагал уже готовым полноприводным грузовиком ГАЗ-63, который даже был принят на вооружение РККА еще в 1941 году. В конструкторском отделе ГАЗа родилась идея создать на полноприводном колесном шасси в дополнение к СУ-76М быстроходную колесную самоходку. Учитывая сложившиеся уже в те годы темпы ведения боя, быстроходность была крайне важной характеристикой боевой машины, ведь скорость передвижения СУ-76М не превышала 44 км/ч по шоссе.
    Разработка новой колесной САУ велась под руководством Ведущего конструктора Горьковского автозавода В. А. Грачева и его заместителя Н. А. Астрова. Использование обычного грузового шасси для размещения пушки были признано нецелесообразным и было решено создать оригинальную машину, используя отдельные агрегаты ГАЗ-63.
    19 октября В.А. Грачев начал компоновку "заводского изделия 63-СУ", позже получившего обозначение ГАЗ-68. Вместе с ним трудились конструкторы И.В. Гавалов, А.Л. Иванов, Б.Д. Кирсанов, И.Г. Шимановский и другие. К концу 1943 года был выполнен деревянный макет, а 17 декабря того же года в ГАБТУ РККА был направлен "проект СУ-76 мм, выполненный на базе колесной машины ГАЗ-63, именуемый ГАЗ-68".
    7 февраля 1944 года проект был одобрен Главным бронетанковым управлением РККА. Уже в это время в документах и служебной переписке появилось новое обозначение проекта - КСП-76 (колесная самоходная пушка). К весне 1944 года, не ожидая завершения всего цикла проектирования, готовые чертежи начали передавать в цеха. Уже в начале апреля была завершена сварка бронекорпуса, а 4 мая первый и единственный экземпляр колесной самоходки совершил первый выезд.
    Чтобы возможно ниже разместить центр тяжести колесной САУ, было принято решение обойтись без рамы, сконструировав оригинальный несущий бронекорпус. Бронекорпус с рациональным наклоном бронелистов толщиной 5-12 мм, разработанный Ю. Н. Сорочкиным и А. Н. Кирилловым, предусматривал защиту экипажа от стрелкового оружия и осколков. Внутри бронекорпуса максимально низко - для уменьшения раскачивания машины при стрельбе - была расположена 76,2-мм пушка ЗИС-3 с горизонтальным углом наведения в пределах сектора шириной 37° и вертикальным от -3 до +15° (ограничения по углам вертикальной наводки привели к некоторому сокращению максимальной дальности стрельбы, что, однако, не вызывало претензий, поскольку предполагалось использование КСП-76 прямой наводкой). Интересной особенностью машины стало размещение экипажа: поскольку системы наведения орудия располагались слева, то здесь же, слева от пушки, размещался командир-наводчик, управляющий огнем с помощью прицела и панорамы. Поэтому машина вынужденно получила правостороннее рулевое управление и механик-водитель разместился справа от пушки. Сзади было установлено откидное сиденье для заряжающего. Перед командиром-наводчиком в специальной нише была установлена радиостанция 12-РТ. Стоит отметить, что объем боевого отделения в дальнейшем при испытаниях был признан недостаточным.
    В корме самоходки разместился смещенный на 276 мм вправо от оси машины танковый вариант автомобильного двигателя ГАЗ-11 - ГАЗ-202 (мощностью 85 л.с.) - с алюминиевой головкой, с усиленными системой охлаждения (радиатор прикрывался бронещитками) и маслорадиатором. Слева от двигателя, в изолированных отсеках, располагался 140-литровый бензобак и основная часть боекомплекта в количестве 41 выстрела в горизонтальной укладке (общий боекомплект составлял 58 выстрелов; остальные 17 разместились в вертикальной укладке справа от орудия).
    Коробка передач самоходки была оснащена механическим дистанционным управлением; силовой агрегат ГАЗ-202 связывался тремя карданными валами через двухступенчатую раздаточную коробку с обоими ведущими мостами. При этом передние управляемые колеса имели постоянный привод, что повышало устойчивость машины при движении по скользкой дороге. Ведущие мосты с размером колеи 1700 мм подвешивались к лонжеронам, приваренным к корпусу, на четырех рессорах с гидравлическими амортизаторами. Привод тормозов был механическим, который считался наиболее надежным для фронтовых условий. Пулестойкие (гусматик) односкатные шины большого диаметра имели эффективные грунтозацепы.
    При боевой массе 5365 кг ГАЗ-68 имел колесную базу 3300 мм, клиренс 273 мм и максимальную скорость 77 км/ч. Проведенные весной-летом 1944 года в объеме 400 км заводские испытания показали, что колесная САУ уверенно проходит по ямам, оврагам и рыхлым грунтам. ГАЗ-68 преодолевал подъемы до 30°, броды глубиной 0,9 м и полуметровые стенки. Далее по решению НКСМ машина была отправлена на полигон НИИБТ, куда должна была прибыть к 1 сентября. В итоге КСП-76 прибыла на полигон лишь 16 сентября из-за поломок на марше (коробка передач, карданные валы, передний мост), а ходовые испытания начались лишь 18 октября и закончились 8 декабря.
    Боевые качества колесной САУ исследовались в период 17-24 декабря 1944 года на Гороховецком ноаучно-испытательном артиллерийском полигоне. В отчете об испытаниях отмечалось следующее: "Кучность боя на 500 и 1000 метров не уступает табличной 76-мм пушке ЗИС-3. Стрельба с хода возможна, но неэффективна, с коротких остановок, 15-20 секунд, эффективна (58,4% попаданий в цель размером 8х12 м). 76,2-мм колесная самоходная пушка испытания выдержала. По устранению мелких недостатков может быть допущена на войсковые испытания, если артиллерийский комитет ГАУ КА сочтет их необходимыми."
    Однако до серийного выпуска дело так и не дошло - ввиду окончания войны, острой потребности в САУ такого типа уже не было, к тому же выпуск ГАЗ-63, на агрегатах которого был построен КСП-76, начался только в сентябре 1948 года и к тому же в сильно измененном виде, что требовало соответствующего пересмотра конструкции и ГАЗ-68. Военные же за это время окончательно сделали свой выбор в пользу гусеничных САУ.
    Как ни удивительно, но единственный построенный экземпляр КСП-76 уцелел до наших дней и в настоящее время находится в экспозиции бронетанковой техники в подмосковном КВЦ "Патриот".
    Индекс ГАЗ-68 впоследствии был присвоен повторно другой газовской разработке - колесному арттягачу.


    Модель.


К другой продукции ГАЗ               К другой колесной бронетехнике               К общему списку моделей                На Главную страницу               Сообщить об ошибке или о плагиате

Страница создана 21 апреля 2004 года          
Последняя редакция - 09 февраля 2024 года