Горьковский автобусный завод (ГЗА)/

ГЗА-651

Опытный образец, апрель 1950 года
По сравнению с серийными машинами, обращают на себя внимание логотипы на решетке радиатора и задней двери, пятый фонарь на крыше над маршрутоуказателем, пока еще единственный стеклоочиститель, более узкие оконные проемы, более широкие двери, длина водительской двери, характерная "птичка" на капоте, иное расположение подфарников на передней панели и иные задние фонари. Эта машина еще имела деревянный каркас в центральной части крыши.

Выставочный образец ГЗА-651
Каких-то особых отличий от товарных машин этот экземпляр не имел. Отличие заключалось разве что в надписи "ГЗА" на облицовке радиатора и "птичке" на капоте, которых серийная продукция не имела, а также колесных дисках, окрашенных в цвет нижней части кузова

Один из ГЗА-651 первой серии (шасси №147657), проходивший межведомственные испытания в сентябре-декабре 1950 года

Серийные автобусы ГЗА-651

    Автобус ГАЗ-71, созданный в 1946-1947 годах в качестве будущего объекта производства для Горьковского автобусного завода, по итогам испытаний был признан неудачным и дальнейшие работы по созданию перспективной модели продолжились сразу в двух направлениях: разработка автобуса вагонной компоновки с цельнометаллическим кузовом и разработка капотного автобуса классической компоновки. Для обеих машин предполагалось использование шасси ГАЗ-51. Автобус вагонной компоновки с цельнометаллическим кузовом получил обозначение ГЗА-650 и представлял собой дальнейшее развитие построенного в 1948 году ГАЗ-71В. Капотный автобус получил следующий по порядку индекс – ГЗА-651. Оба варианта были построены в апреле 1950 года, оба получили положительное заключение, но из-за невозможности быстрой организации выпуска цельнометаллической конструкции на смену ГАЗ-03-30 вследствие недостаточной оснащенности завода, предпочтение при организации серийного производства было отдано ГЗА-651 с привычным для завода деревянным каркасом кузова. Причем выпуск ГЗА-651 рассматривался как временное решение до момента готовности завода к производству более современной модели.
    Кузов серийного ГЗА-651 представлял собой смешанную конструкцию – боковины кузова и двери получили деревянный каркас из твердых пород дерева (бук, дуб), а каркас остальных элементов кузова, включая крышу, был выполнен из сваренных металлических профилей. Снаружи кузов был обшит стальным листом, причем к деревянным элементам каркаса обшивка крепилась гвоздями, а к металлическим – заклепками. Стандартное шасси ГАЗ-51 было удлиннено в задней части и получило новые задние рессоры с подрессорниками и четыре амортизатора сзади для повышения плавности хода (по два с каждой стороны). Помимо этого, автобус получил и новое оригинальное оперение передка, стилистически схожее с ГАЗ-51, но созданное специально для автобусных кузовов. Для ГЗА-651 были разработаны новые боковины, капот и скругленная решетка радиатора – такой передок под комплектование автобусных шасси получил отдельное обозначение ГАЗ-81Е. Конструкцией автобуса принудительная вентиляция и отопление салона не предусматривались – для вентиляции салона можно было использовать лишь опускающиеся боковые окна.
    Выпуск ГЗА-651 предполагалось начать уже с июля 1950 года, но из-за неготовности технической документации и необходимости переоснащения цехов (что было невозможно без остановки действующего производства) более-менее ритмичный выпуск ГЗА-651 был начат лишь в декабре. Примечательно, что первая партия из десяти автобусов ГЗА-651 была изготовлена летом 1950 года по заказу МГБ СССР. Согласно заказа, автобусы должны были иметь сдвижную крышу из мягкого материала (возможно, для эксплуатации машин в пансионатах ведомства в южных регионах страны). Вместимость этих машин составляла 25 мест. Первый автобус из партии действительно был построен в июле в таком исполнении, но впоследствии от открывающейся крыши отказались, а этот образец был перестроен в обычный вариант.
    До конца 1950 года было построено 37 экземпляров ГЗА-651. Для всех машин, кроме первой десятки, из-за перегрузки шин заднего моста пассажировместимость была снижена до 23 мест (в том числе, 19 мест для сидения). Всего же, за все время выпуска, Горьковским автобусным заводом было изготовлено 1445 единиц ГЗА-651, включая 13 товарных кузовов. При этом 355 машин, выпущенных с декабря 1951 года по февраль 1952 года, были изготовлены на том же самом предприятии, но уже перепрофилированном под выпуск аппаратуры связи – в декабре 1951 года Горьковский завод автобусов был передан в ведение Министерства промышленности средств связи и переименован в Завод №642.
    В феврале 1952 года производство ГЗА-651 в Горьком было свернуто, техническая документация, задел запчастей и оборудование были переданы на Павловский автобусный завод, где выпуск этого автобуса был продолжен под тем же самым наименованием – ГЗА-651.


    Модель.


К другим автомобилям ГЗА               К общему списку моделей                На Главную страницу               Сообщить об ошибке или о плагиате

Страница создана 20 августа 2023 года          
Последняя редакция - 20 августа 2023 года