ИжАвто

ИЖ-2715

Предсерийные образцы ИЖ-2715, еще не имеющие подштамповок на надстройке грузового отделения, 1972 год

ИЖ-2715 первых лет выпуска
горизонтальные подштамповки пока присутствуют только на боковинах надстройки над грузовым отделением

На двух фото справа представлен автомобиль, принимавший участие в экспедиции «Автотурист-73», организованной летом 1973 года редакцией газеты «Социалистическая индустрия» и Ижевским автозаводом

В 1974 году ИЖ-2715 получил подштамповку в верхней части заднего крыла, прямо под надстройкой грузового отделения

Вскоре ИЖ-2715 получил вторую подштамповку на заднем крыле, почти прямо над колесными арками, а еще через некоторое время на задней правой двери появилась подштамповка с указанием модели "ИЖ-2715" вместо ранее устанавливавшегося шильдика "ИЖ-1500ГР"

В конце 70-ых годов нижняя подштаповка на кузове удлинилась почти до боковых дверей, на передней стенке грузового отделения над крышей кабины появилась длинная горизонтальная поштамповка, а на задней стойке кабины добавились, помимо того, три коротких горизонтальных подштамповки

Экспортные исполнения ИЖ-2715 разных лет
интересно, что все машины имеют клыки на передних бамперах

    В 1970 году пост главного конструктора ИжМаша занял Владимир Арамаисович Абрамян. Именно под его руководством велись работы по созданию «коммерческих» модификаций «Москвич-412», уже освоенного к тому времени в Ижевске. Вначале были построены два опытных образца на базе фургона «Москвич-434», у одного из которых вместо спиленной до уровня колесных арок верхней половины грузового отсека была установлена закрытая грузовая надстройка (ИЖ-6Ф), а у другого – открытая бортовая платформа (ИЖ-6Г).
    Проведенные с апреля по июнь 1970 года на полигоне НАМИ испытания подтвердили большее удобство в эксплуатации подобных модификаций по отношению к фургону «Москвич-434». Вместе с тем, в ходе испытаний были отмечены заметно возросший расход топлива, а также резкое ухудшение скоростных и динамических показателей у обоих «грузовичков». Управляемость автомобилей также пострадала, но все оставалась в допустимых рамках. Дальнейшие работы по настоянию технологов и экономистов велись в направлении максимальной унификации грузовых моделей с базовой легковой машиной и использовании технологичных штампованных деталей для грузового отделения. Благодаря такому подходу габариты грузового отделения грузопассажирских ИЖей не превышали таковые (прежде всего, ширину кузова) у «Москвича-412»,что позволило выпускать их на общих конвейерных линиях.
    В итоге появилось мини-семейство легких грузовичков на базе «Москвич-412», получившее первоначально обозначение ИЖ-1500гр («гр» – «грузовой»), включавшее в себя пикап и фургон. Причем цельнометаллическая надстройка фургона крепилась к кузову болтами, что давало возможность при необходимости снимать кузов и использовать машину как пикап – такая переделка в ходе эксплуатации разрешалась непосредственно ИжМашем и вопросов со стороны ГАИ, как правило, не вызывала. Опытные образцы новых машин были готовы к осени 1970 года.
    30 октября 1970 года грузовые ИЖи были показаны руководителям Министерства оборонной промышленности (ИжМаш административно подчинялся именно этому министерству, а не Министерству автомобильной промышленности) и Председателю Совета Министров СССР А.Н. Косыгину. В тот же день демонстрация машин была проведена также для администрации и коллектива ОГК АЗЛК, являвшегося держателем технической документации на все семейство автомобилей «Москвич-412». Инженерами АЗЛК фургон был подвергнут довольно резкой критике. Отдельно было указано на снижение грузоподъемности автомобиля по сравнению с фургоном «Москвич-434» (350 кг против 400 кг), что неминуемо должно было привести к постоянной работе с перегрузкой (из-за возможности перевозить больший объем груза благодаря увеличившейся вместимости кузова) и, как следствие, преждевременному выходу из строя машины. Отмечались также возросшая парусность кузова (что делало фургон плохо управляемым при резком порыве бокового ветра), неудачное расположение задних световых приборов, необходимость изготовления новой штамповой оснастки для кузовных деталей, приводившая к разунификации изделий ИЖ и АЗЛК и общему удорожанию автомобиля.
    Тем не менее, ижевские грузовички поступили на Государственные испытания, которые проходили с 4 января по 30 апреля 1971 года. По итогам испытаний новые ИЖи были рекомендованы Межведомственной комиссией к серийному производству. Примечательно, что хотя ИжМаш входил в структуру Министерства оборонной промышленности, автомобили получили индексы согласно действовавшей тогда Отраслевой нормали Министерства автомобильной промышленности: фургон получил обозначение ИЖ-2715, а пикап – ИЖ-27151. Несмотря на то, что пикап конструктивно являлся своего рода основой для фургона, появление пятой цифры в индексе пикапа указывала на то, что базовой моделью являлся именно фургон, а пикап становился лишь его модификацией.
    Еще до запуска в серийное производство, конструкция автомобилей была существенно доработана с учетом замечаний московских коллег. Прежде всего, стоит отметить увеличившуюся до 400 кг грузоподъемность, что уравнивало машину в этом плане с «Москвичом-434». Боковины кузова получили горизонтальные подштамповки, увеличившие жесткость надстройки (в ходе выпуска их число было увеличено сперва на одно на кузове, потом на две, помимо этого менялась подштамповка на задних дверях), сзади появился трубчатый бампер, состоящий из трех частей (впоследствии средняя часть была исключена из конструкции), выполняющий заодно и роль подножки для доступа у кузов. Распахивающиеся более чем на 180 градусов задние двери существенно упростили доступ в кузов, особенно в дальний его конец (стоит напомнить, что до 1972 года задняя дверь московских и ижевских универсалов и фургонов была двустворчатой, створки которой открывались вверх и вниз – чтобы добраться до стенки кабины фургона, в машину приходилось чуть ли не заползать)
    Конструктивно же ИЖ-2715 и ИЖ-27151 ничем, кроме кузова, от базового «Москвича-412» не отличались. Классическая компоновка с 75-сильным двигателем УЗАМ-412. Передние тормоза – дисковые, задние барабанные, вакуумный усилитель. Передняя подвеска независимая, рычажно-пружинная, задняя – зависимая на двух полуэллиптических рессорах. При этом задняя подвеска грузовых ИЖей, по сравнению с легковыми версиями, никак не усиливалась. Единственное отличие заключалось в отсутствии у рессор грузовых модификаций противоскрипных межлистовых шайб.
    Внешность фургонов и пикапов была заметно проще, чем у легковых ИЖей: коммерческие модификации практически всегда комплектовались окрашенными в цвет кузова бамперами и облицовкой радиаторов (хромированные детали устанавливались крайне редко – в основном, на экспортные или выставочные исполнения), не комплектовались радиоприемником. Запасное колесо, в целях экономии пространства грузового отделения, размещалось в кабине за спинкой пассажирского сиденья, как это было еще на «Москвич-434».
    Первая промышленная партия серийных «каблучков» была выпущена 20 ноября 1972 года, а всего до конца года было сдано 829 ИЖ-2715. Уже в 1975 году ежегодный объем выпуска фургонов достиг 45 000 штук. Выпуск фургона «Москвич-434», на смену которому и пришел ИЖ-2715, был прекращен ИжМашем в 1973 году, хотя на АЗЛК их выпуск продолжался еще несколько лет.
    В 1982 году был начат выпуск модернизированного ИЖ-2715-01.



    Долгое время модели ИЖ-2715 были доступны коллекционерам только в виде конверсий из саратовских моделей "москвичей". В качестве иллюстрации можно привести модель ИЖ-2715, выпущенную в 1994 году в Риге Игорем Ильюшиным в количестве 480 экземпляров, основой для которой послужил "Москвич-пикап".

    В 2008 году свет увидела малотиражная смоляная модель ИЖ-2715, выполненная екатеринбургской мастерской "Уральский сокол". На сегодняшней день мастерской выпущены все варианты ИЖ-2715 в разных вариантах окраски (кроме предсерийного варианта с гладкими боковинами надстройки грузового отделения), а часть моделей по отдельным заказам получили открывающиеся двери.

    Наконец, в 2019 году в рамках журнальной серии "Автолегенды СССР" увидела свет первая промышленная модель ИЖ-2715 желто-горчичного цвета. Модель была неидеальна, но в силу своей доступности и сравнительно невысокой цены пополнила собрания многих коллекционеров:


К другой продукции ИжАвто               К общему списку моделей                На Главную страницу               Сообщить об ошибке или о плагиате

Страница создана 29 октября 2003 года          
Последняя редакция - 23 января 2022 года