В 1951 году Каунасской автобусно-кузовной мастерской был разработан капотный автобус на стандартном шасси ГАЗ-51, получивший, в отличие от большинства подобных конструкций тех лет, две пассажирские двери по правому борту – распашную одинарную спереди и двойную ширмовую в заднем свесе, для размещения которой были удлинены лонжероны рамы в задней ее части. Помимо второй пассажирской двери, машина имела характерные трапециевидные плоские лобовые стекла, перевернутые коротким основанием вниз, и вертикальные сдвижные форточки в боковых окнах. Еще одной особенностью этой модели стала покатая в задней части крыша автобуса, несколько снижающая удобство пользования задней дверью. Каркас кузова автобуса изготавливался из твердых пород дерева и обшивался снаружи листовой сталью. Для внутренней отделки использовались каркасный картон и тонколистовая фанера. Всего было построено 35 автобусов такого типа.
В 1953 году мастерская (в 1955 году преобразована в Каунасский ремонтный завод автобусных кузовов) приступила к выпуску новой модели автобуса на шасси ГАЗ-51. Эта модель получила иное оформление передней части кузова с новыми ветровыми стеклами (по типу ГЗА-651) и рейсоуказателем. Еще одним отличием от предыдущей модели стал отказ от двери в заднем свесе автобуса, а единственная оставшаяся пассажирская дверь изменила свою форму на прямоугольную. Для удобства пассажиров в крышу были добавлены вентиляционные лючки, а боковые окна салона стали опускаемыми, полностью лишившись сдвижных форточек. В дальнейшем шаг шпангоутов каркаса кузова увеличился, в результате чего боковые окна стали шире, при этом их количество уменьшилось, а позднее гнутые боковые сегменты лобового стекла были заменены плоскими. Выпуск таких автобусов продолжался до 1958 года включительно, а всего за период 1953-1958 годов был построен 551 автобус такого типа, включая 50 грузопассажирских такси с таким же кузовом. Кроме того, в 1954-1955 годах по полученной из Каунаса документации Вильнюсским АРЗ было построено еще 18 автобусов аналогичной конструкции.
по материалам Дениса Дементьева и Николая Маркова |