Первой продукцией Минского, пока еще автосборочного, завода, выпускаемой с октября 1944 года параллельно с ремонтом уцелевших и строительством новых корпусов, стали собиравшиеся из машинокомплектов американские грузовики Ford, Chevrolet, Mack, Studebaker, поставка которых осуществлялась в рамках соглашения о ленд-лизе. Однако уже 26 августа 1945 года Постановлением Государственного комитета обороны СССР №9905с «О восстановлении и развитии автомобильной промышленности» среди прочего была определена необходимость организации выпуска автомобилей ЯАЗ-200 как на Ярославском, так и на Минском автозаводах, для чего Наркому среднего машиностроения С.А. Акопову предписывалось приступить к созданию полноценного автозавода на базе Минского автосборочного уже в 1945 году. Первые 1 000 минских машин должны были быть произведены в 1948 году. При этом в Приложении №9 к упомянутому Постановлению в числе намеченных мероприятий по развитию автомобильной промышленности Минский автозавод не упоминается – ему будет посвящено отдельное Постановление Совета Министров СССР №1527 от 9 июля 1946 года "О мероприятиях по обеспечению строительства Минского автомобильного завода Министерства автомобильной промышленности". В октябре 1946 года собираются последние машины из имевшегося задела американских машинокомплектов (сами поставки машинокомплектов из США прекратились куда раньше – еще в сентябре 1945 года) и тогда же выходит Приказ по заводу о разработке плана на 1947 год по основному производству и подготовке к производству автомобилей семейства МАЗ-200.
Несмотря на то, что бортовой автомобиль грузоподъемностью семь тонн являлся базовым автомобилем семейства, был технологически проще в производстве и имел более низкую себестоимость производства, приоритет в освоении передаваемых из Ярославля моделей был отдан самосвалу ЯАЗ-205 в связи с необходимостью скорейшего послевоенного восстановления страны. Если выпуск МАЗ-205 был начат уже в 1947 году, то серийное производство ЯАЗ-200, который превратился в Минске в МАЗ-200, началось лишь 10 февраля 1951 года. Впрочем, без бортовых грузовиков страна не осталась – пока шла подготовка производства МАЗ-200, продолжался выпуск ЯАЗ-200 в Ярославле. Да и в Минске в небольших количествах и по обходным технологиям с августа 1950 года выпускали бортовые МАЗ-200, отрабатывая технологию их сборки.
Внешние отличия МАЗ-200 от ЯАЗ-200 были минимальны – вертикальное, а не горизонтальнее расположение вентиляционных отверстий в облицовке радиатора и установленные на боковинах капота барельефы белорусского зубра вместо накапотной фигурки ярославского медведя. В остальном же машины были неотличимы друг от друга. Впрочем, предсерийные и выставочные МАЗ-200 нередко имели специально изготавливаемую фигурку зубра на капоте, причем некоторые образцы могли иметь только фигурку зубра, а некоторые – и накапотную фигурку, и барельефы на боковинах.
Серийные МАЗ-200 на момент старта их производства технически соответствовали самосвалам МАЗ-205 того же периода и с течением времени модернизировались аналогично остальным машинам семейства. В частности, в 1953 году появились обшитые листовым металлом вместо деревянных реек двери, а с 1954 года металлом стали обшиваться и боковые стенки кабины. В 1955 году (по другим сведениям – в 1956 году) все машины 200-го семейства получили подфарники, устанавливавшиеся на надколесной частью передних крыльев (до этого они устанавливались рядом со стойками фар).
В 1956 году генератор Г25 с креплением при помощи чугунной подушки был заменён генератором Г25-Б, крепящимся на кронштейне. Одновременно вместо работающего с ним реле-регулятора РР25 стал устанавливаться реле-регулятор РР20-В, имеющий уменьшенные габариты и массу; в 1958 году вместо него начал устанавливаться малогабаритный реле-регулятор РР24-Г2. В 1957 году на двигателях семейства ЯАЗ-204 вместо стартёра СТ25 мощностью 8,5 л.с. начал устанавливаться стартёр СТ26 мощностью 11 л.с., ранее устанавливавшийся на дизелях семейства ЯАЗ-206. А в 1958 году автомобили 200-го семейства вместо двигателя ЯАЗ-204А мощностью 110 л.с. получили модернизированный ЯАЗ-М204А мощностью уже 120 л.с. и с повышенным ресурсом.
В конце 1950-ых годов ветровые стекла кабины стали неоткрывающимися и получили резиновые уплотнители. В 1962 году напряжение в системе электрооборудования всех автомобилей семейства было изменено с 12 на 24 вольта, в связи с чем отпала необходимость в наличии пускового переключателя стартёра.
Выпуск всех машин 200-го семейства был прекращен 31 декабря 1965 года, в связи с полным переходом Минского автозавода на выпуск автомобилей нового семейства МАЗ-500. Всего с 1947 по 1965 год в Минске было изготовлено порядка 230 тысяч машин семейства МАЗ-200 всех модификаций. |