Могилевский автомобильный завод им.С.М. Кирова

МоАЗ-542

    Приказом №140 от 24 марта 1960 года начальника Управления машиностроения и станкостроения СНХ БССР С.М. Кишкина (в 1955-1959 годах – Директор Минского автомобильного завода), на базе СКБ-2 и сектора одноосных тягачей ОГК МАЗ был организован филиал ОГК МАЗ по одноосным, двухосным тягачам и навесным орудиям на Могилевском заводе подъемно-транспортного оборудования имени С.М. Кирова. В июле 1960 года состоялся и переезд из Минска в Могилев группы конструкторов во главе с назначенным Главным конструктором Могилевского завода ПТО Н.А. Сидоровым – этот коллектив впоследствии стал основой конструкторско-экспериментального отдела МоАЗа. Первой собственной разработкой нового ОГК стал МоАЗ-542 – двухосный тягач многоцелевого назначения с задним расположением двигателя.
    Построенный в конце 1961 года МоАЗ-542 идейно наследовал концепцию тягача МАЗ-528, созданного в конце 1950-ых годов в СКБ-1 ОГК МАЗ. Обе эти машины предназначались для работы с толкаемым и буксируемым навесным и прицепным строительным или сельскохозяйственным оборудованием, но могилевская машина имела в полтора раза меньшую снаряженную массу (12,5 тонн у МоАЗ-542 против 18,5 тонн у МАЗ-528). Сообразно своему меньшему весу, МоАЗ-542 получил и менее мощный двигатель – 240-сильный дизель ЯМЗ-238. Крутящий момент от двигателя к ведущим мостам передавался посредством четырехступенчатой коробки передач и двухступенчатой раздаточной коробки. Реверсивная трансмиссия машины обеспечивала скорость передвижения в обоих направлениях в интервале от 0,2 до 40 км/ч. Ведущие мосты получили рессорную подвеску, а на колеса были установлены специально разработанные покрышки размерностью 26,5-25”.
    Управление МоАЗ-542 облегчалось благодаря введенному в его конструкцию гидроусилителю рулевого управления, а также пневмоусилителю сцепления. Кроме того, гидравлическая система управления навесным оборудованием также существенно упрощала труд оператора машины – рабочее оборудование могло устанавливаться на унифицированные присоединительные точки как спереди, так и сзади машины и его замена не требовала значительных затрат времени, а переход к реверсивному движению обеспечивался за счет пульта управления, который можно было повернуть на 180° в течение буквально нескольких секунд. Также машина могла использоваться в качестве тягача для сельскохозяйственных прицепов и полуприцепов. Максимальная транспортная скорость МоАЗ-542 составляла 40 км/ч. Несмотря на свои довольно приличные габариты, радиус разворота МоАЗ-542 составлял вполне приемлемые 7,2 метра, что ненамного отличалось от этого показателя у легковых автомобилей тех лет.
    Осенью 1962 года, по окончании заводских испытаний, несколько тягачей МоАЗ-542 были отправлены для прохождения эксплуатационных испытаний на Северный Кавказ. Машины использовались как на сельскохозяйственных работах (пахота, боронование, сев, культивация, дискование – оборудование для этого было разработано сверх заводского плана по созданию новой техники), так и на рытье котлованов и погрузке грунта. При использовании трактора-тягача с навесным 10-корпусным плугом на пахоте стерни была достигнута производительность 3,3 гектара в час.
    В 1963 году в развитие конструкции МоАЗ-542 был создан модернизированный тягач МоАЗ-542А.


    Модель.


К другим автомобилям МоАЗ               К общему списку моделей                На Главную страницу               Сообщить об ошибке или о плагиате

Страница создана 08 июня 2025 года          
Последняя редакция - 08 июня 2025 года