Разработка фургона в семействе Москвич-402, а затем и универсала с аналогичным фургону кузовом, планировалась на базе двухдверной модификации седана с расширенными на 200 мм дверями. Такая модификация изначально предполагалась в семействе, но в конечном итоге в серию эта машина не попала из-за значительной разунификации с базовым четырехдверным седаном. Поэтому, ввиду отказа от серийного выпуска базовой для фургона и универсала двухдверной модификации, их предстояло максимально унифицировать с кузовом Москвич-402. По распоряжению Министра автомобильной промышленности Н.И. Строкина, первым предстояло освоить в производстве универсал.
Первый опытный экземпляр универсала, получившего индекс Москвич-423, вышел на испытания уже в январе 1957 года, а в июне был начат серийный выпуск этих машин. КБ кузовов МЗМА при разработке универсала старалось максимально сохранить кузовные панели седана, чтобы минимизировать количество новых штампов, однако без штамповой оснастки на новую панель крыши было не обойтись. Изготовление этой оснастки, как и ряда других штампов, было заказано Горьковскому автозаводу, а до момента их получения крыша универсала изготавливалась путем подрезания покатой задней части крыши седана и ее наращивания новым элементом при помощи сварки с последующим опаиванием швов и их выравниванием – эту часть работы взял на себя столичный завод «Аремкуз». Задняя дверь, пол грузового отсека и складной задний диван изготавливались в Экспериментальном цехе МЗМА, а собирались универсалы Москвич-423 в Цехе малых серий МЗМА.
Учитывая чрезвычайно высокую трудоемкость такой технологии изготовления крыши универсала, а также тот факт, что его кузов был заметно тяжелее кузова Москвич-402 (что привело к разунификации задней подвески – задние рессоры универсалов были шире на 5 мм, чем у седанов), Научный автомоторный институт в 1957 году предложил при переоборудовании кузовов седанов в универсал использовать пластмассовые надставку задней части крыши, боковины грузового отсека выше поясной линии и заднюю дверь. В качестве основного наполнителя пластиковых конструкций была использована стеклоткань (в ходе опытных работ в отдельных образцах стеклоткань даже комбинировалась с мешковиной), а в качестве связующих материалов были использованы клей БФ-2 и эпоксидная смола ЭД-6. Изготовление вышеперечисленных пластмассовых деталей для универсала было выполнено под руководством Л. Петрова методом вакуумной формовки в матрицу сотрудниками Лаборатории пластмасс отдела неметаллических материалов НАМИ и Научной части Дорогомиловского химического завода им. М.В. Фрунзе (позже научная часть завода была преобразована во Всесоюзный научно-исследовательский и конструкторско-технологический институт переработки пластмасс – ВНИКТИП).
Два опытных образца таких универсалов с использованием полученных от НАМИ деталей были построены на МЗМА в 1958 году, но в серию эта разработка не пошла – такой кузов оказался недостаточно жестким и требовал введения ряда усилителей, что означало как минимум не меньшие трудозатраты при его изготовлении и делало переход на пластиковые элементы экономически бессмысленным. А в 1958 году Горьковский автозавод изготовил необходимую штамповую оснастку и вопрос с крышами для универсалов, а в дальнейшем и для фургонов МЗМА, был решен. |