Научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт «НАМИ»

НАМИ-049 "Огонек"

Первоначально на эскизах НАМИ-049 рассматривался своими создателями как легкий фургон.

Построенный же образец являл собой трехдверный универсал со стеклами в боковых панелях кузова.

    В продолжение работ по созданию микролитражного автомобиля повышенной проходимости в 1958 году был создан народнохозяйственный НАМИ-049, представлявший собой более совершенную конструкцию по сравнению с построенным годом ранее НАМИ-032Г. НАМИ-049, получивший имя собственное «Огонек», был создан совместно сотрудниками КБ Ирбитского мотоциклетного завода и КБ легковых автомобилей НАМИ, возглавляемых, соответственно, Ф.А. Реппихом и Б.М. Фиттерманом.
    Технически НАМИ-049 соответствовал создаваемому параллельно для военных НАМИ-032М – тот же расположенный спереди двигатель МД-65 с воздушным охлаждением, созданный на базе М-72, но доработанный под особенности автомобильного применения, те же узлы шасси, аналогичная трансмиссия с постоянным передним приводом и подключаемым задним без раздаточной коробки – от заднего конца вторичного вала коробки передач,. Для движения автомобиля в сложных дорожных условиях его коробка передач, ввиду отсутствия в трансмиссии демультипликатора, получила дополнительную пятую «ползущую» передачу. Независимая торсионная подвеска и реечный рулевой механизм были унифицированы с аналогичными узлами мотоколяски С-3А.
    А вот закрытый кузов каркасно-панельного типа, разработанный в Москве с участием А. Оксентьевича, Ф. Хайдукова, Н. Лагуненка, был оригинальным. К металлическому основанию рамного типа были приварены стойки дверных проемов, заднего борта и ветрового стекла, а все наружные панели кузова – капот, крыша, боковые стенки, крылья, панели дверей – были изготовлены путем формовки из пластика СВАМ (стекловолокнистый анизотропный материал). Для крепления панелей к каркасу были предусмотрены закладные металлические фланцы, заложенные при формовке и позволявшие крепить панели при помощи электросварки. Благодаря столь широкому применению пластика в конструкции машины, ее собственный вес составил всего лишь 720 кг, что оказалось даже меньше, чем у цельнометаллического, но с открытым кузовом НАМИ-032М. Как справедливо указывал Федор Александрович Реппих в своей статье в журнале «За рулем» №2/1959, посвященной НАМИ-049, «если …… «Огонек» застрянет, то два человека смогут вытащить его там, где положение ГАЗ-69, например, казалось бы безнадежным.»
    «Огонек» предназначался для перевозки четырех человек на четырех раздельных сиденьях плюс небольшая поклажа позади второго ряда. При этом, в случае необходимости транспортировки более габаритного груза, задние два сиденья могли быть сложены или полностью демонтированы, позволяя получить грузовую площадку размером ~1250х1250 мм для размещения груза массой до 250 кг. Несмотря на внушительный клиренс в 300 мм под картером задней главной передачи (260 мм под картером двигателя), достигнутый благодаря применению цилиндрических колесных редукторов, погрузочная высота задней площадки НАМИ-049 составляла всего 525 мм, что существенно облегчало погрузку. Откидывающиеся назад спинки всех четырех сидений позволяли организовать приемлемые спальные места для двух человек.
    Стоит также отметить, что конструкторами был предложен целый ряд вариантов будущего применения «Огонька», включая использование его в качестве санитарной машины или даже в роли школьного микроавтобуса на 8-10 мест. И хотя ходовые испытания НАМИ-049 показали, что в части проходимости он не уступал серийным Москвич-410 или ГАЗ-69, однако прочность и ходимость ряда его узлов и деталей были признаны неудовлетворительными, как и в случае военного НАМИ-032М. Мотоциклетный двигатель «Огонька» имел недостаточный крутящий момент и в целом тоже показал себя не лучшим образом. Дальнейшие работы в НАМИ по созданию народнохозяйственной и военной модификаций микролитражного внедорожника были развернуты уже применительно к использованию более ресурсных агрегатов ЗАЗ-965, который в это время готовился к производству – новая внедорожная разработка НАМИ с таким двигателем получила обозначение НАМИ-049А.



    Модель.


К другим автомобилям "НАМИ"               К общему списку моделей                На Главную страницу               Сообщить об ошибке

Страница создана 11 августа 2009 года          
Последняя редакция - 03 декабря 2025 года