ОАО "Павловский Автобуc" (ОАО "ПАЗ")

ПАЗ-652Б

    Эксплуатация первых партий ПАЗ-652 показала как правильность выбора основных конструктивных решений, так и слабости отдельных элементов кузова. Поэтому естественная работа над совершенствованием модели уже на пятом году выпуска привела к созданию новой модификации – ПАЗ-652Б. Надо сказать, что процесс внедрения новшеств не был одновременным (так происходило в течение цикла производства всех моделей практически на любом заводе). Официально же смена модификации обычно фиксировалась, когда запускались наиболее значимые нововведения. ПАЗ-652Б
    Внешне ПАЗ-652Б отличался от предшественника новыми окнами боковин, которые обрели широкие, во всю высоту, форточки, гладкими боковыми панелями кузова, новой светотехникой. И если, к примеру, улучшенная вентиляция появилась на автобусе до переломной точки запуска на конвейер ПАЗ-652Б, то рифленые панели боковин и габаритные фонари «жили» еще достаточно длительное время. Таким образом, внедрение модернизированной модели состояло из целостной системы мероприятий, разделенных по времени.
    Одним из основных отличий, существенно повлиявших на конструкцию 652-го, стало внедрение новых элементов основания - так сказать, его ребер – лонжеронов, консолей и поперечин. Теперь детали нового основания разнесенно-рамного типа штамповались из толстого листа (от 2,8 до 3,9 мм). До того изготавливаемые из тонколистовой стали, они заметно увеличили несущую способность, а главное, долговечность. Переменные сечения поперечин и консолей при уменьшенном весе позволяли значительно повысить прочность, а увеличенная толщина – еще и коррозийную стойкость. Ресурс кузова увеличился, поржавевшие панели боковин намного проще поддавались ремонту даже в условиях обычных автохозяйств. Внедрение таких изменений требовало серьезной подготовки производства, так как они зависели от изготовления дорогостоящей крупной штамповой оснастки. ПАЗ-652Б
    Подобная рациональная сетка основных несущих элементов основания, сваренных в наиболее нагруженных местах в коробчатый профиль, а кое-где и с дополнительными усилителями, настолько доказала свою жизнеспособность, что применяется в различных вариациях до сих пор. Замкнутый поперечный контур силовых элементов каркаса, в котором кроме консолей и поперечин основания участвуют также криволинейные стойки боковин и дуги крыши, составляет вкупе с подобными же продольным и вертикальным контурами основу прочностных характеристик кузова автобуса.
    Первым серьезным мероприятием, по переходу на выпуск ПАЗ-652Б стало внедрение улучшенной вентиляции: на крыше появились шесть люков, а в окнах боковин изменилась конструкция рамок, и вместо узких верхних форточек теперь ставили сдвижные стекла размером по всей высоте окна. С первых дней 1963 года все кузова шли по конвейеру именно с такой системой вентиляции.
    Вторым, но самым значимым мероприятием стал переход на выпуск усиленного основания разнесенно-рамного типа. Первый автобус с усиленным основанием изготовили еще в 1960 году. Испытания выявили необходимость дальнейшей доработки и подготовки производства, которая и была проведена в 1961-1962 годах. На конвейер новое основание пришло в мае 1963 года, в июне выпустили 5 таких машин. Полная замена основания произошла в сентябре 1963 года, этот месяц и стал начальной точкой отсчета в выпуске ПАЗ-652Б. Нововведение качественно повлияло на технологию сварки каркасов подобного типа. С контактной точечной сварки перешли к электродуговой сварке в среде углекислого газа, что заметно повысило прочность и улучшило качество сварных швов.
    В первом квартале 1964 года ПАЗ-652Б обрел усиленный передний мост. У балки моста увеличилось поперечное сечение, а в шкворневых узлах стали использоваться детали автомашины ЗИЛ-130. Часть деталей переконструировали. Так, например, изменилась ширина ступиц и тормозных барабанов, что улучшило тормозные характеристики автобуса и уменьшило износ деталей. Увеличились поперечное сечение и длина рессор.
    Постепенно уходили и другие признаки старой модели, окончательно сформировав широко известный облик ПАЗ-652Б во втором квартале 1966 года. Тогда на крыше вместо «подфарничков», прозванных так за свою конфигурацию, которая напоминала сильно уменьшенную копию фар, вернулись к «лодочкам», правда по габаритам вполовину меньшим по сравнению с аналогичными на 651-й модели и выполненным из пластмассы.
    В салоне изменилась конструкция воздуховодов. Стеклянная перегородка теперь отделяла только место водителя, правая же ее половина исчезла. Внедрили усиленную конструкцию остовов пассажирских сидений.
    В ходовой части изменилось крепление рессор. Вместо опор шкворневого типа появились литые «колодцы» с крышками, в чреве которых помещались демпферные подушки из твердой резины, между ними были зажаты концы рессор. Это позволило частично разгрузить рессоры от поперечных нагрузок, снизить вибрацию и несколько смягчить влияние жестких ударов на несущие элементы машины.
    Молдинги потеряли в толщине и ширине поперечного сечения (особенно нижние), упростились передний и задний бамперы, став почти идентичными друг другу, появились буксирные проушины, ввертывавшиеся в специальные гнезда на кузове.
    ПАЗ-652Б шел по конвейеру с 1963 по 1968 год, а всего было выпущено около 44 тысяч автобусов данной модификации.



    На фото представлена модель ПАЗ-652, выпускаемая мастерской "ФИНОКО" (г.Омск).


К другим автобусам марки "ПАЗ"               К общему списку моделей                На Главную страницу               Сообщить об ошибке или о плагиате

Последняя редакция - 06 ноября 2008 года