ОАО "Павловский Автобуc" (ОАО "ПАЗ")

ПАЗ-661
ПАЗ-661Б

ПАЗ-661Б для доступа в грузовой отсек получил двухстворчатую распашную дверь в задней части кузова. Боковины кузова дверей не имели.

    Вскоре после разработки московским заводом «Аремкуз» своего варианта фургона для перевозки одежды автомобиль аналогичного назначения был создан и на Павловском автобусном заводе. Эти работы были начаты на ПАЗе в соответствии с Постановлением №903 Совета министров СССР от 14 мая 1954 года и Приказа №19 от 25 мая 1954 года по Министерству автомобильного транспорта и сельскохозяйственного машиностроения СССР «Об организации производства специализированных средств для перевозки продовольственных и промышленных товаров народного потребления».
    Для оценки и выбора наилучшего варианта компоновки грузового отсека на ПАЗе были построены два опытных промтоварных фургона – один с боковой и один с задней загрузкой. Первый вариант, получивший обозначение ПАЗ-661, предназначался в первую очередь для перевозки одежды и был унифицирован по кузову с хлебным фургоном ПАЗ-657, сохранив по правому борту те же четыре двустворчатых распашных дверцы для доступа в грузовой отсек и трехместную кабину. При этом ПАЗ-661 не получил отдельного хозяйственного отсека, в котором у хлебных фургонов перевозились санодежда, складная скамейка, инструментальный ящик и прочий необходимый водителю инвентарь. Как следствие, отпала необходимость и в отдельной двери, ведущей в этот отсек и расположенной у ПАЗ-657 в задней панели кузова. Также из конструкции ПАЗ-661 были исключены устанавливавшийся на ПАЗ-657 дополнительный отопитель и термоизоляция кузова. Под крышей грузового отсека были установлены поперек пять труб для перевозки одежды на вешалках. Впрочем, ничто не мешало использовать ПАЗ-661 и для перевозки любых других промтоваров.
    Второй разработанный в Павлово вариант промтоварного фургона, получивший обозначение ПАЗ-661Б, имел единственную двустворчатую распашную дверь в задней части кузова и считался универсальным (во всяком случае именно в таком контексте он был упомянут в книге Л.Афанасьева «Автомобильные перевозки», изданной в 1959 году). Оба варианта предназначались для развозки-распределения товара по торговым точкам внутри города и могли использоваться в качестве тягача в составе автопоезда с прицепом полной массой до 3500 кг.
    По результатам прошедших во второй половине 1954 года в Москве эксплуатационных испытаний обоих построенных фургонов, в серийное производство был запущен «одежный» ПАЗ-661, а ПАЗ-661Б так и остался опытным образцом. Впрочем, нельзя сказать, что ПАЗ-661 выпускался массово – производство этих машин осуществлялось партиями в период с декабря 1954 года по октябрь 1956 года и за это время было выпущено лишь 156 товарных экземпляров, не считая первого опытного образца. Практически все выпущенные ПАЗ-661 поступили в распоряжение московского Главвоенторга.



    В феврале 2015 года брендом DIP-models была выпущена модель ПАЗ-661 в двух вариантах исполнения. Первый вариант копировал фургон из рисованного рекламного буклета "Автоэкспорта" с продукцией ПАЗа фото1, фото2), базой для которого, в свою очередь, послужила машина из заводской фотосессии на фото вверху. Второй вариант получил несколько иную схему окраски и отличный от первого оттенок зеленого цвета, а также логотипы Автобазы №4 Мосторгтранса.
    До появления моделей DIP-models единственным производителем моделей ПАЗ-661 была херсонская мастерская "Вектор-моделс", изготавливавшая кузова методом гальванопластики.


К другим автобусам марки "ПАЗ"               К общему списку моделей                На Главную страницу               Сообщить об ошибке или о плагиате

Страница создана 06 ноября 2008 года          
Последняя редакция - 25 июля 2025 года