Саранский завод автосамосвалов / САЗ

ГАЗ-САЗ-3506

    Одним из главных потребителей шасси ГАЗ-3302 предстояло стать Саранскому заводу автосамосвалов, а потому, согласно Плану опытно-конструкторских работ на 1977 год (тема 102.4513.35-77), саранским инженерам предстояло разработать на этой основе строительный автосамосвал грузоподъемностью 2,7 т, призванный прийти на смену выпускавшимся в то время моделям САЗ-3503 и САЗ-3504. Позднее ему был присвоен собственный индекс ГАЗ-САЗ-3506. К работе над этой темой был привлечен коллектив сотрудников ОГК в составе Г. В. Ларионова, Ю.Н. Зайчикова, Д.И. Сатункина, В.Я. Степашкина и Г.А. Большакова, а руководил проектными работами главный конструктор САЗа М.А. Корнилов.
    Специально под нужды саранского завода в Горьком было изготовлено шасси ГАЗ-3302 в самосвальном исполнении. В отличие от стандартного шасси под монтаж бортовой платформы, оно получило раму, укороченную в задней части и дооснащенную кронштейном «запаски» на правом лонжероне. При этом буксирный прибор автосамосвалу не полагался вовсе: вместо него на вертикальных стенках лонжеронов в задней части рамы были установлены простейшие буксирные крюки.
    С целью сокращения сроков проектирования и подготовки производства, а также обеспечения надежного снабжения запасными частями еще в техническом задании на ГАЗ-САЗ-3506 была прописана необходимость его широкой унификации по узлам самосвальной установки и гидравлическому оборудованию с серийным автосамосвалом ГАЗ-САЗ-53Б. В итоге, у последнего перспективный «ноль шестой» позаимствовал все основные агрегаты подъемного механизма – коробку отбора мощности, кран управления, гидравлический насос НШ-32У-Л, телескопический гидроцилиндр и масляный бак, а также инструментальный ящик. Более того, до 90% металлоконструкций платформы и надрамника (по массовой доле) были изготовлены с использованием прогрессивных гнутых профилей, также применявшихся в производстве ГАЗ-САЗ-53Б.
    Платформа автосамосвала модели «3506» представляла собой сварную металлическую конструкцию, состоящую из несущего основания рамного типа, жестко соединенных с ним переднего и боковых бортов и шарнирно подвешенного заднего борта. При этом стоит отметить довольно необычную форму основания: передняя часть его правого продольного лонжерона была значительно смещена к продольной оси автомобиля. Сделано это было ради того, чтобы выгадать свободное пространство для размещения запасного колеса на правом лонжероне рамы без ущерба погрузочной высоте.
    Что касается переднего борта платформы, то в случае необходимости на него мог устанавливаться защитный козырек, предохраняющий заднюю стенку кабины от просыпавшегося груза. В козырьке имелось смотровое окно для контроля над процессом погрузки. Для перевозки сельскохозяйственных грузов предусматривалась возможность установки деревянных надставных бортов, увеличивающих вместимость платформы до 3,6 м3. Единственный открывающийся борт – задний – имел верхнюю навеску. Согласно техзаданию, он получил полуавтоматический механизм запора: автоматическое открывание, ручное закрывание при помощи вала с рукояткой, установленного слева в передней части платформы и соединенного тягами непосредственно с запорами.
    В числе прочего оборудования ГАЗ-САЗ-3506 можно отметить наличие штатных креплений для лопаты и огнетушителя, а также увязочных крючков для тента на боковых бортах.
    Ввиду отсутствия положительного решения со стороны Минавтопрома СССР, серийное производство ГАЗ-3302 не было развернуто. Как следствие, не встал на конвейер и ГАЗ-САЗ-3506. Перспективный автосамосвал имел куда более выгодные эксплуатационные характеристики (грузоподъемность выше на 23%, вместимость – на 13,5%, площадь пола платформы – на 44%) по сравнению с САЗ-3503 и САЗ-3504 при 12-процентном общем снижении материалоемкости конструкции. Достойные прочностные показатели и высокая надежность ГАЗ-САЗ-3506 были подтверждены последующей 9-летней эксплуатацией единственного построенного в 1977 году опытного образца на внутризаводских перевозках самых разных грузов.
    Некоторые наработки и технические решения, опробованные на данной машине, были использованы саранскими конструкторами позднее при разработке других самосвальных установок, в том числе при создании семейства строительных самосвалов серии ГАЗ-САЗ-35072.

Текст - Сергей Леонтьев, Николай Марков




    Модель.


К другой продукции САЗ               К общему списку моделей                На Главную страницу               Сообщить об ошибке или о плагиате

Страница создана 05 сентября 2014 года          
Последняя редакция - 07 сентября 2014 года