Тартуские авторемонтные мастерские
Тартуский авторемонтный завод №3
Тартуский опытный авторемонтный завод


ТА-1А

Рейсоуказатель первых ТА-1А имел три окошка.

В 1956 году появилось одно длинное окно рейсоуказателя, заимствованное у ТА-6. Номер маршрута теперь указывался при помощи комбинации цветных фонарей.

Особенно хорошо длина ТА-1А заметна при виде сбоку.

    Освоенные в Тарту автобусы типа ГЗА-651 на стандартном шасси ГАЗ-51 хотя и были технологичны и дешевы в производстве, но в силу своей малой вместимости и единственной пассажирской двери оказались малопригодны для эксплуатации даже на малозагруженных маршрутах. Поэтому логичным шагом стал возврат в 1955 году к выпуску автобусов большей вместимости – новая модель, получившая обозначение ТА-1А, совместила в себе удлиненное шасси и удлиненный же, но унифицированный с автобусом типа ГЗА-651 кузов.
    Шасси для ТА-1А было ровно тем же, что и у ТА-1 – от грузовика ГАЗ-51 с увеличенной своими силами до 4000 мм колесной базой и нарощенной на 1050 мм в задней части рамой. Также были удлинены карданная передача, трубопроводы тормозного привода и пр. Кузов с деревянным каркасом в целом был унаследован от освоенных в производстве автобусов типа ГЗА-651, но был удлинен на одну секцию, что позволило установить вторую дверь в заднем свесе. При этом багажный люк в задней панели кузова был аннулирован – на его месте теперь находился кронштейн крепления запасного колеса. Поскольку с удлинением рамы геометрическая проходимость шасси стала заметно хуже, то разумным было хотя бы перенести запаску с ее стандартного места хранения в заднем свесе рамы, несколько увеличив тем самым дорожный просвет в этом месте и уменьшив вероятность контакта рамы с дорогой. По отдельному заказу автобусы дополнительно могли быть укомплектованы багажником на крыше и лестницей для доступа к нему, монтируемой на задней стенке кузова. Количество перевозимых сидя пассажиров, а также общая вместимость у ТА-1А вернулись к показателям ТА-1 – 23 и 28 человек соответственно.
    В 1955 году, когда стартовало производство ТА-1А, было выпущено всего пять таких автобусов. А уже в начале 1957 года, вскоре после начала выпуска автобуса вагонной компоновки ТА-6, имевшего несколько большую вместимость салона и лучшие потребительские качества, производство ТА-1А было свернуто. Кроме того, свою роль в судьбе ТА-1А сыграла и недостаточная прочность его рамы – все же производимое в кустарных условиях ее удлинение, без должной инженерной проработки, вдобавок нередко накладывавшееся на эксплуатацию автобусов с перегрузкой, заведомо не могло привести к созданию доброкачественного продукта.
    Тем не менее, несмотря на сравнительно короткий срок выпуска автобусов ТА-1А, техническую документацию на эту модель успели получить Каунасский и Тосненский авторемонтные заводы, где, будучи несколько адаптирован под возможности производств этих предприятий, ТА-1А выпускался под марками КАГ-2 и АТ-6 соответственно. Непосредственно в Тарту всего было выпущено 169 автобусов модели ТА-1А.


    Модель.


К другим автомобилям ТАРЗ               К общему списку моделей                На Главную страницу               Сообщить об ошибке или о плагиате

Страница создана 13 июня 2025 года          
Последняя редакция - 13 июня 2025 года