ОАО "АвтоВАЗ"
Волжский автомобильный завод (ВАЗ)

ВАЗ-2102Э
ВАЗ-21029

    В 1974 году на ВАЗе, в соответствии решениями Минавтопрома, были развернуты работы по созданию автомобилей работающих на альтернативных источниках энергии – в данном случае электричестве.
    Всё началось в апреле 1974 года, когда директор ВАЗа Поляков и главный конструктор автозавода Соловьев предложили занимавшему должность зам. главного конструктора Владимиру Вершигора организовать подразделение, которое занималось бы машинами на электротяге. Владимир Андреевич согласился, поставив при этом условие, что новое подразделение займется еще и созданием автомобильной электроники. Начальство не возражало.
    В течение 1974-1975 годов созданное КБ по электромобилям вело опытные работы по проекту электророллера. Полученные наработки позволили вести речь о прикладном эффекте исследований – о создании электромобиля, который мог быть использован в народном хозяйстве страны. Этому способствовало и еще одно важное обстоятельство: молодым вазовским специалистом Маратом Салаховым совместно со специалистами завода «Дзержинец» был сконструирован новый тяговый двигатель постоянного тока и вскоре было освоено его производство. В распоряжении ВАЗа оказались свои электромоторы: вначале 25-киловаттные ПТ-125, а позже (в 1984 г.) – 40-киловаттные ПТ-146.
    К этому времени уже появилось понимание того, что «конвертирование» в электромобиль серийного автомобиля – путь бесперспективный. Для электропривода следовало разрабатывать оригинальную платформу, во-первых, изначально учитывающую особенности этого типа машин, а, во-вторых, четко ориентированную на применение в определенной сфере. Однако в тот момент создавать «народнохозяйственный» электромобиль с нуля посчитали преждевременным (не хватало опыта), а в памяти свежа была история с критикой «бесполезного» автороллера. Словом, для наглядной демонстрации практической пользы электромобилей (а заодно – для отработки в условиях эксплуатации новых технических решений) решили оснастить электроприводом серийный тольяттинский универсал ВАЗ-2102, переделав его при этом в развозной фургон.
    Два таких электромобиля, получивших обозначение ВАЗ-2102Э, были построены в 1976 году (по другим сведениям – в 1975 году). Ведущим конструктором проекта был В.Ф. Барановский. Вместо двигателя и КПП машины были оснащены электромотором с блоками управления. Несмотря на то, что блок аккумуляторов весил более 300 кг и занимал немалую часть грузового отсека (из салона был удален второй ряд сидений), электромобиль был признан перспективным. Сделать такие выводы позволила опытная эксплуатация фургонов на поприще городских почтовых перевозок.
    После испытаний автомобиль был несколько доработан - прежде всего он получил алюминиевую раму для снятия повышенной нагрузки с кузова и никель-гидридные батареи взамен первоначально установленных обычных вазовских аккумуляторов. Модернизированный таким образом электромобиль получил обозначение ВАЗ-21029. В 1979 году, на основании Приказа №222 по Минавтопрому от 15 августа, ВАЗ-21029 проходил приемочные испытания по программе УКЭР Минавтопромана автополигоне НАМИ с 15 августа по 25 октября. По их результатам электромобили ВАЗ-21029 были рекомендованы к постановке на производство – беспрецедентный в истории отечественного автопрома случай!
    В серийное производство после некоторых доработок автомобиль поступил под индексом ВАЗ-2801.

Текст - Константин Андреев



    Модель.


К другим автомобилям марки "ВАЗ"               К общему списку моделей                На Главную страницу               Сообщить об ошибке или о плагиате

Страница создана 10 сентября 2009 года          
Последняя редакция - 24 мая 2012 года