Ярославский государственный автомобильный завод (ЯГАЗ)
Ярославский моторный завод (ЯМЗ)


Я-5

Экспортное исполнение Я-5, разработанное в 1932 году для Монголии, внешне отличалось более длинным бампером и дополнительным продолговатым бензобаком на левом лонжероне рамы позади кабины.

Отдельной партией для Монголии были выпущены машины с низкорасположенным кузовом и удлиненной подножкой, идущей по правой стороне от переднего крыла до заднего колеса.

Опытный Я-5 с дизельным двигателем Mercedes-Benz OM-5.
Для установки более габаритного двигателя потребовалось удлиннить раму в ее передней части, а также увеличить длину капота и боковин. В боковинах после этого стало 22 лувра вместо стандартных 16-ти.

    В апреле 1929 года на смену Я-4 пришел модернизированный грузовик с 93-сильным американским двигателем Hercules-YXC, многодисковым сцеплением Long и четырехступенчатой коробкой передач Brown-Lipe 554, получивший следующий по порядку индекс Я-5. Внешне новая машина отличалась от Я-4 полностью закрытой кабиной с застекленными дверями и пятиконечной звездой на облицовке радиатора, сменившей располагавшуюся там на двух предыдущих моделях букву «Я». Кабина Я-5 имела деревянный каркас из твердых пород дерева, обшивавшийся листовой сталью спереди и по бокам, а задняя стенка кабины обивалась сосновой вагонкой.
    Грузоподъемность первых Я-5 была установлена ЯГАЗом на уровне 3,5 тонн, как и у Я-4. При этом, двигатель Hercules-YXC считался слишком мощным для такой машины и поэтому в дальнейшем планировался переход на более слабый 60-сильный Hercules-WXC, выпуск которого должен был быть развернут в Москве на АМО для комплектации двухтонных грузовиков АМО-2. Однако, грузоподъемность АМО-2 вскоре была повышена до 2,5 тонн, а в дальнейшем на этой машине предполагалось достигнуть и трехтонной грузоподъемности (будущий ЗИС-5), после чего московские и ярославские грузовики оказались бы в одном классе грузоподъемности, что было нецелесообразно в условиях планового хозяйства. Чтобы избежать этого, было принято решение увеличить грузоподъемность Я-5 до 5 тонн.
    Повышение грузоподъемности было достигнуто сравнительно легко – за счет установки в задних рессорах дополнительных листов (как это было сделано чуть ранее при создании автобусных шасси Я-6) и перехода на шины размерности 40х8. Такие пятитонные Я-5 стали выпускаться с февраля 1930 года и до августа 3,5-тонные и 5-тонные машины выпускались параллельно. Всего за это время было выпущено порядка 250 единиц 3,5-тонных Я-5. Впрочем, здесь важно отметить, что перевозка пяти тонн груза допускалась только на дорогах с твердым покрытием, а для проселочных дорог грузоподъемность машины автозаводом по-прежнему была установлена на отметке 3,5 тонны. Причем, если двигатель Hercules-YXC был несколько переразмерен для Я-5, то некоторые другие его узлы, такие как сцепление, шестерни коробки передач, карданные шарниры, напротив, были недостаточны по размерности и своему запасу прочности для такой тяжелой машины, вследствие чего оказались довольно недолговечны в эксплуатации.
    В 1932 году, в связи с прекращением поставок американских двигателей из-за отсутствия у государства валюты в достаточном объеме и резервированием оставшегося задела двигателей Hercules-YXC для выпуска трехосных ЯГ-10, ярославский автозавод вынужденно перешел на установку в моторный отсек Я-5 московского двигателя АМО-3 мощностью 60 л.с. – такие автомобили получили обозначение ЯГ-3. Общий объем выпуска всех Я-5 составил 2356 машин. Последние 36 машин – 5 грузовых и 31 шасси – были выпущены в 1933 году.

    Я-5, наряду с АМО-2, стал первым советским автомобилем, поставленным на экспорт – в 1931 году партия из 70 машин Я-5 и 35 машин АМО-2 была экспортирована в Монголию. А уже в 1932 году, с учетом замечаний монгольской стороны, была создана специальная экспортная модификация Я-5, выпущенная в том же году в объеме 100 машин. Автомобили этой серии комплектовались импортными тормозными накладками, дублированной системой зажигания, усиленными рессорами. Внешне эти грузовики отличались от обычных Я-5 продолговатыми дополнительными топливными баками, закрепленными позади кабины на раме с левой стороны, удлиненным передним бампером, к которому крепились кромки передние крыльев (это удачное решение, повысившее жесткость крыльев, впоследствии унаследовали и все последующие довоенные ярославские грузовики). Помимо этого, часть машин получила низкорасположенные грузовые платформы с надколесными нишами и удлиненные подножки по правой стороне машины, идущие от переднего крыла до заднего колеса (по данным заводского музея ЯМЗ, таких было построено 16 единиц).

    Также стоит упомянуть о постройке автозаводом в марте 1932 года на базе Я-5 грузовика с дизельным двигателем Mercedes-Benz OM-5. Эта работа проводилась на случай массовой закупки импортных двигателей и имела целью проверить пригодность шасси Я-5 для установки дизелей.



    Долгое время модели Я-5 и автомобилей на его базе выпускались в штучном порядке только мастером из Запорожья Владимиром Волчанецким (выше на фотографиях представлены некоторые из его работ).

    В конце 2013 года брендом "Наш Автопром" коллекционерам была предложена сразу целая серия массовых и недорогих моделей довоенных ярославских грузовиков. Модель Я-5 ярко-желтого цвета была выпущена под обозначением «Яа-5», а экспортный вариант Я-5 для Монголии насыщенного вишневого цвета обозначался как «ЯаГ-5», при этом «монголка» получила соответствующий прототипу заниженный кузов с надколесными нишами и длинный бампер, но, вследствие унификации с другими моделями этой серии, лишилась таких своих заметных черт как дополнительный безобак слева за кабиной и удлиненная подножка по правому борту.
    Также следует отметить, что одновременно в серии вышли модели «ЯаГ-3» серого цвета и «Яа-7» цвета «красный рубин», в точности соответствующие упомянутой выше модели «ЯаГ-5» желтого цвета – каких-то заметных различий эти три модели между собой не имели, а кроме того, ни одна из этих моделей отчего-то не получила пятиконечной звезды на облицовке радиатора, каковая была у настоящих Я-5 – нанесены либо буква «Я» от более ранних, либо перевернутый треугольник от более поздних моделей, который появился в 1936 году.


К другим автомобилям ЯАЗ               К общему списку моделей                На Главную страницу               Сообщить об ошибке или о плагиате

Страница создана 29 июня 2004 года          
Последняя редакция - 05 апреля 2024 года