ЗАО "Запорожский автомобилестроительный завод"

опытные образцы ЗАЗ-1102 "Таврия"

1970 год

1973-1975 годы

1977 год

1977-1978 годы

полноприводный
1977-1978 годы

1978-1979 годы


    История создания ЗАЗ-1102 тесно связана с Главным конструктором ЗАЗа В.П.Стешенко. Владимир Петрович пришел в Отдел главного конструктора ЗАЗа рядовым инженером, а до этого успел поработать на МАЗе. Одновременно с работой инженером в ОГК ЗАЗ Стешенко поступил в аспирантуру Московского автомеханического института. Диссертация была посвящена переднему приводу в автомобиле и результаты исследований, полученных при работе над ней, были положены в основу разработки новой переднеприводной модели ЗАЗа.
    Следует отметить, что с самого начала проектировалось целое семейство автомобилей, которое включало в себя, помимо базового варианта, также и полноприводные модификации, пикап, фургон, грузовик и др.
    На первом опытном автомобиле 1970 года силовой агрегат включал в себя непосредственно двигатель, дисковое диафрагменное сцепление и пятиступенчатую коробку передач с единой масляной ванной. Для полноприводных модификаций предусматривалась установка колесных редукторов на передние колеса для сохранения динамики автомобиля при использовании стандартной трансмиссии. Для передачи крутящего момента на задний мост предстматривалась установка редуктора непосредственно в приводе заднего моста. Для инвалидных модификаций будущей "Таврии" проектировалось автоматическое сцепление. Рабочий объем двигателей для разных шасси составлял 0,9 и 1,0 литра при мощности 40 и 44 л.с. соответственно. Переднеприводный автомобиль с двухдверным кузовом седан имел габариты 3750х1580х1380мм, базу 2300мм, массу 800кг и максимальную скорость 140 км/ч. Этот автомобиль, получивший название "Перспектива" (марка "Таврия" появилась много позже) испытывался на протяжении 1972-1973 годов.
    Одна из самых из серьезных претензий к этой машине относилась к ее экстерьеру – задняя часть кузова фастбэк оказалась зрительно перетяжеленной, из-за чего машина выглядела грузной и неповоротливой. Полагая, что это является врожденным недостатком такого типа кузова, а не следствием использованных дизайнерских решений, Стеценко принял решение в дальнейшем разрабатывать автомобиль с кузовом тиап "седан".
    Следующим вариантом «Таврии» стали автомобили, выполненные в стилистике уменьшенного ВАЗ-2101. При этом была сохранена практически вся фурнитура интерьера ВАЗовских машин – дефростеры обдува ветрового стекла, комбинация приборов, рулевое колесо и т. п. Автомобили этого года имели массу 700 кг, габариты 3700х1540х1370мм, двигатель с рабочим объемом 1,0 литр. Примечательно, что почти при том же объеме салона, что и у ВАЗ-2101, собственная масса автомобиля была меньше на 100 кг. В 1974 году эти прототипы были несколько "подредактированы" в части экстерьера.
    В конце 1975 года ЗАЗ посетил Министр автомобильной промышленности СССР В. Н. Поляков (ранее – Генеральный директор ВАЗа). Осмотрев представленные разработки по проекту «1102», он распорядился подключить к работе тольяттинских специалистов. Во исполнение распоряжение министра был выпущен соответствующий приказ по министерству № 106 от 15 апреля 1976 года. На основании этого приказа в 1976 году был заключен хоздоговор между ВАЗом и ЗАЗом о совместной разработке переднеприводного автомобиля малого класса.
    Ведущим дизайнером проекта от ВАЗа был назначен И. Гальчинский, являвшийся автором экстерьера второй серии опытного ВАЗ-1101. Для изготовления полноразмерного макета в помощь ему из Запорожья были откомандированы скульпторы-модельщики Л. Левит и В. Расторгуев, которые проработали в Тольятти около полугода. Гальчинкому удалось отстоять стилистику хэтчбека. На ВАЗе под его руководством был выполнен не только макет, но и изготовлен ходовой образец «Ладога» (получивший внутривазовское обозначение ВАЗ-3Э1101), вполне успешно прошедший испытания (испытания проводились по сокращённой программе). К этому времени И. Гальчинский получил предложение из Запорожья возглавить ЗАЗовское Бюро архитектурного оформления автомобилей, которое и принял. Проведённая им на ВАЗе дизайнерская проработка автомобиля показала перспективность выбранного вектора развития – по большому счету, «Ладога» и стала прототипом «Таврии». На самом же ВАЗе работы по проекту "1101" на этом были свернуты.
    После изучения на ЗАЗе автомобиля Ford Fiesta образца 1976 года, на ЗАЗе к 1978 году появилась очередная вариация ЗАЗ-1102. Пожалуй, это уже были прототипы именно той "Таврии", которую мы знаем, хотя и сильно все же от нее отличались. На этом образце продолжался поиск стилистических решений будущего автомобиля - экспериментировали с передней облицовкой радиатора из пластика, разработали несколько вариантов приборной панели и деталей интерьера. Впоследствии на автомобиле появились формованная обивка потолка, дверей, багажного отделения. Всего в автомобиле было применено 55 кг пластиковых деталей. Во время подготовки автомобиля было получено и внедрено в жизнь 26 авторских свидетельств. В целом, автомобиль был практически готов в 1978-1979 годах, хотя и предстояла еще неизбежная доводка узлов, однако в серию ЗАЗ-1102 попал лишь в 1988 году...



    .


К другим автомобилям "ЗАЗ"               К общему списку моделей                На Главную страницу               Сообщить об ошибке или о плагиате

Страница создана 18 ноября 2008 года          
Последняя редакция - 12 мая 2014 года