ЗАВОД им.И.А.ЛИХАЧЕВА    /ОАО "ЗИЛ"/

ЗИЛ-164А

    Сроки начала производства нового семейства ЗИЛ-130 постоянно откладывались, но в то же время предприятие уже наладило изготовление некоторых узлов этого автомобиля, поэтому было принято решение о постановке на конвейер переходной модели с использованием сцепления, коробки передач, конических шестерён главной передачи, ручного тормоза и тормозного крана от новой машины – с октября 1961 года завод перешёл на выпуск модернизированного грузовика ЗИЛ-164А, пришедшего на смену ЗИЛ-164.
    На автомобиль устанавливался 6-цилиндровый карбюраторный четырёхтактный рядный нижнеклапанный двигатель, получивший наименование ЗИЛ-164А, мощностью 97 л.с. при 2600 об/мин (с ограничителем), максимальным крутящим моментом 33 кГм при 1100-1400 об/мин, степенью сжатия 6,2 и рабочим объёмом 5555 куб.см.
    Вместо двухдискового сцепления стало монтироваться однодисковое сухое с пружинным демпфером на ведомом диске, в связи с чем был внедрён маховик изменённой конструкции – с плоской конфигурацией без выточки, облегчённый на 2,6 кг. Привод остался механическим.
    Также в конструкцию автомобиля была введена трёхходовая пятиступенчатая коробка передач (пять передач вперёд, одна назад, пятая передача – прямая) с двумя синхронизаторами инерционного типа для включения II и III, IV и V передач. Синхронизаторы предназначались для облегчения переключения ступеней КПП путём выравнивания скоростей вращения вторичного вала и шестерни включаемой передачи. Одновременно изменилось передаточное отношение главной передачи (с i=7,63 на i=6,45) путём увеличения числа зубьев ведущей конической шестерни с 11 до 13 и соответствующим изменением профиля зубьев ведомой конической шестерни (на шасси для седельных тягачей ЗИЛ-164АН и бортовых тягачах ЗИЛ-164АР коническая передача осталась прежней). Тогда же с 8 до 12 возросло количество отверстий для крепления в ведомой цилиндрической шестерне главной передачи и комплекте чашек дифференциала.
    Заметные перемены произошли в тормозной системе автомобиля: началась установка тормозного крана новой конструкции (одинарного для самосвалов и грузовиков, не предназначенных для постоянной работы с прицепом, и комбинированного для тягачей), а взамен дискового был внедрён ручной тормоз барабанного типа с двумя внутренними колодками, с механическим приводом на вторичный вал КПП. Вследствие этого стал монтироваться новый фланец-вилка кардана промежуточного карданного вала.
    В связи с установкой новых коробки передач и ручного тормоза, повлёкшей за собой изменение расположения рычагов управления этих устройств, поменялась крышка люка в полу кабины. Также была уменьшена высота порога кабины – у ЗИЛ-164 нижняя кромка кабины практически доходила до подножек, а у ЗИЛ-164А в этом месте появился заметный промежуток.
    Выпуск ЗИЛ-164А продолжался до 24 декабря 1964 года, когда старый грузовик полностью уступил свое место на конвейере новому семейству ЗИЛ-130.

    ИЗМЕНЕНИЯ В КОНСТРУКЦИИ
    1962 год
    С I квартала 1962 года наряду с генератором Г12-В грузовики стали в нарастающих объёмах комплектоваться малогабаритным генератором постоянного тока Г108-В мощностью 250 Вт и силой тока 20 А. Модификация ЗИЛ-164АД параллельно с генератором Г112 начала оснащаться генератором Г118 с такими же мощностью (250 Вт) и силой тока (20 А).
    Со II квартала 1962 года на части автомобилей монтировались колёса размера 7,0-20 с уширенным ободом (178 мм против 152 мм у прежних) и коническими полками, с шинами 260-20 с уширенной ободной лентой (170 мм против 115 мм). Тогда же вместо термобиметаллического прерывателя указателя поворотов типа РС55 начал ставиться электромагнитный РС57-В.
    С марта на машину стали устанавливаться новые карданные валы, отличие которых от прежних заключалось в том, что скользящее шлицевое соединение было перенесено с основного карданного вала на промежуточный. Шлицевое соединение имело эвольвентный профиль шлиц большего диаметра вместо прежнего прямобочного профиля. Изменения коснулись и опоры промежуточного карданного вала: новый подшипник 114 опоры с двумя напрессованными крышками с уплотнительными войлочными сальниками с отражателями монтировался в более эластичной резиновой подушке, вставленной в штампованный кронштейн, крепившийся на поперечине рамы. До этого подшипник 210 ставился в резиновом кольце-амортизаторе опоры с двумя соединявшимися болтами крышками, также с войлочными сальниками, помещавшемся в литом кронштейне.
    В сентябре были внедрены стёкла кабины толщиной 5 мм вместо 5,5 мм.
    В декабре были введены новые поворотные кулаки с диаметром резьбы хвостовика под гайку 36 мм вместо 30 мм и крышка ступицы переднего колеса.
    С 1962 года фары ФГ1-А2 оснащались полуразборными оптическими элементами ФГ105 с изменённым рассеивателем и двухнитиевыми лампами А-12-50+40 на 50 Вт и 40 Вт (дальний и ближний свет) с цоколем 2ФД42, с американским асимметричным светораспределением ближнего света.

    1963 год
    В III квартале 1963 года задние фонари ФП13 и ФП13-К были заменены на разработанные по предложению ЗИЛа двухсекционные двухламповые задние фонари типа ФП101 (левый) с рассеивателем для освещения номерного знака и ФП101-Б (правый). Новые световые приборы отличались от своих предшественников тем, что в них применялись пластиковые полистироловые рассеиватели вместо стеклянных, одновременно служившие световозвращателями, в связи с чем были упразднены отражатели света на заднем борту платформы. К тому же пластиковый рассеиватель непосредственно крепился к корпусу фонаря, в связи с чем отпала необходимость в металлическом ободке, с помощью которого фиксировался прежний стеклянный рассеиватель. Лампы, устанавливавшиеся в фонарях, остались прежними (А-24 и А-26).
    В октябре этого года на коробке передач и ведущем мосту начали ставиться сапуны новой конструкции 308387-П взамен 307900-П.
    В 1963 году вместо тумблеров переключателя указателя поворотов, переключателя освещения щитка приборов и плафона кабины типа П20-А, а также включателя электродвигателя отопителя типа ВК26-А с рукояткой переключения со стандартной навёрнутой головкой в виде пластмассового шарика внедрены П20-А2 и ВК26-А2 с цельной рукояткой в виде плоской лопатки удлинённой формы.
    В 1963 году был внедрён задний мост, унифицированный с аналогичным узлом ЗИЛ-130, со стальным (сталь 20) штампованным сварным картером вместо литого из ковкого чугуна КЧ 35-10, и тормозными камерами, монтировавшимися позади балки.
    С этого же года был упразднён войлочный сальник привода насоса ускорения карбюратора МКЗ-К-84М двигателя ЗИЛ-164АН с пружиной и кольцом.

    1964 год
    С января 1964 года было усовершенствовано крепление промежуточной опоры карданного вала:
    – в кронштейне и поперечине опоры уменьшено количество и увеличен диаметр отверстий под крепёж (по одному отверстию диаметром 15 мм против двух отверстий диаметром 13 мм на концах кронштейна и по два отверстия диаметром 15 мм против четырёх отверстий диаметром 13 мм в поперечине), в связи с чем поменялись конструкции упомянутых деталей;
    – взамен четырёх болтов крепления кронштейна 201540-П8 с резьбой М12 и пружинными шайбами, вворачивавшихся в накладки крепления, установлены два 201585-П8 с гайками 250558-П8 с резьбой М14х1,5 с соответствующими пружинными шайбами;
    – по причине изменений в деталях крепежа упразднены две из четырёх накладок крепления кронштейна;
    – для предотвращения боковых смещений подушки опоры добавлена стопорная скоба.
    Одновременно на карданных валах для улучшения защиты игольчатых подшипников шарниров от попадания воды и грязи были введены подшипники ГПЗ №804805 (или ЦКБ №1713К) с двухкромочным резиновым сальником вместо подшипников ГПЗ №804705 с войлочным сальником с торцовым пробковым уплотнением, а также крестовины увеличенного размера (в связи с изменением уплотнения подшипников).
    В феврале центральный переключатель света П7-Б был заменён на П300-Б, отличавшийся от прежнего меньшими габаритами из-за упразднения кронштейна корпуса и кронштейна предохранителя переключателя.
    С марта того же года для повышения надёжности тормозной системы были внедрены тормозные камеры с диафрагмами толщиной 4 мм вместо применявшихся ранее толщиной 6 мм.
    Начиная с мая 1964 года, на двигатель ЗИЛ-164А стал монтироваться регулятор разрежения, располагавшийся на впускном газопроводе.
    С июля этого года на ЗИЛ-164А начал устанавливаться компрессор, унифицированный с компрессором грузовика ЗИЛ-130, но с изменёнными нижней крышкой и шкивом. В новом агрегате применялись впускные клапаны и вкладыши в нижних головках шатунов, а также использовалось охлаждение не только головки, но и блока цилиндров. Одновременно взамен регулятора давления АР10-Б, крепившегося на моторном щите кабины, введён АР11, ставившийся на блоке цилиндров компрессора.
    В декабре 1964 года был внедрён изменённый клапан тормозного крана со штампованным седлом, фиксировавшийся стержнем с гайкой вместо чеки.
    В 1964 году стали монтироваться внутренние ручки дверей кабины.

Текст - Юрий Воробьёв




    Слева направо в первом ряду представлены модели ЗИЛ-164/ЗИЛ-164А мастерских "Херсон-моделс" (г.Херсон), "Студия КАН" (г.Краснодар), "Киммерия" (г.Херсон), FV Model Cars (г.Белгород), "Уральский Сокол" (г.Екатеринбург).
    На фото слева представлена модель мастерской ALF (г.Николаев).


    Наибольшей популярностью из числа предлагаемых малосерийными мастерскими моделей этого грузовика пользуются модели Саратовской лаборатории минимоделей. Помимо обычных бортовых вариантов моделей "из эксплуатации" и "чистых", мастерской предлагаются тематические лимитированные выпуски бортовых ЗИЛ-164/ЗИЛ-164А под условными названиями "Урожай" с различными вариантами груза - картофель, кукуруза, морковь. Также мастерской выпускается широкий ряд специальных автомобилей на базе ЗИЛ-164А - обслуживание аэропорта (на фото), бортовые с гидрокраном, самосвалы, тягачи, автокраны, компрессорная станция, автомобили пожарной службы и т.д.


    В 2009 году увидела свет первая промышленная модель бортового ЗИЛ-164А, выпущенная брендом DIP-models. Модель ЗИЛ-164А была разработана на базе модели китайского автомобиля Jiefang CA10 и унаследовала даже такую характерную черту китайской модели, как покатая линия капота, нисходящая от ветрового стекла к решетке радиатора.



    И, наконец, в самом конце 2012 года компанией SSM было выпущена свое прочтение бортового ЗИЛ-164А. В дальнейшем, на базе освоенного шасси ЗИЛ-164А было выпущено целое семейство моделей, а сам бортовой грузовик был выпущен в несколько упрощенном виде суббрендом "Автоистория".




Некоторые варианты кузовов, монтировавшихся на шасси ЗИЛ-164             Пожарные автомобили на шасси ЗИЛ-164


К другим моделям ЗИЛ               К общему списку моделей                На Главную страницу               Сообщить об ошибке или о плагиате

Страница создана 04 ноября 2016 года          
Последняя редакция - 18 марта 2023 года