ЗАВОД им.И.А. ЛИХАЧЕВА    /ОАО "ЗИЛ"/

ЗИС-101А

Дополнительный рожок звукового сигнала, как на этом ЗИС-101А, или дополнительная фара спереди обычно означали ведомственную принадлежность автомобиля к НКВД (МГБ).

    В июне 1940 года для изучения дефектов лимузина ЗИС-101 была создана специальная правительственная комиссия под руководством автомобильного эксперта, члена Академии наук СССР Е.А. Чудакова. В результате работы этой комиссии, вскоре вышло постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б), среди прочего объявляющее выговор ставшему к этому времени наркомом И.А. Лихачеву (бывший на момент запуска ЗИС-101 в производство директором ЗИСа) и отстранявшее от работы действующего директора ЗИСа Н.А. Волкова из-за «небрежного отношения к качеству выпускаемых машин».
    Впрочем, большая часть замечаний относилась все же к конструктивным недостаткам машины. Конструкторы ЗИС-101 и без этого Постановления отдавали себе отчет обо всех слабых местах лимузина, поэтому «пакет» изменений начал формироваться вскоре после начала производства «101-го». Недостатки предполагалось устранить в обновленной модели, получившей индекс ЗИС-103 – фактически предстояло спроектировать новый автомобиль, пусть и в старом обличье. Однако, в конечном итоге, из-за необходимости большого количества временных затрат на разработку нового лимузина, было принято решение о пошаговой модернизации выпускающегося серийно ЗИС-101.
    Прежде всего, подлежал замене двигатель на улучшенный силовой агрегат ЗИС-101А (который и дал название новой модификации). В частности, был подготовлен целый ряд мероприятий, направленных на повышение мощности двигателя ЗИС-101 – применение алюминиевых поршней и нового карбюратора типа «Стромберг» с падающим потоком, измененного впускного коллектора и оптимизация фаз газораспределения.
    Вторым этапом предполагалось переконструирование кузова – он должен был стать металлическим и существенно более легким, нежели деревянный каркас ЗИС-101. Помимо этого, автомобиль должен был получить иное расположение кресел в салоне и полноценный металлический багажник. Третий этап включал в себя модернизацию трансмиссии, рамы, подвески, рулевого управления.
    Далеко не все запланированные нововведения были воплощены в серийной машине – в значительной степени из-за того, что переделать спроектированный отдельно от шасси кузов ЗИС-101 было равносильно тому, чтобы спроектировать новый автомобиль. Поэтому каркас кузова так и остался деревянным, салон и багажник остались прежними. Все так же имела место избыточная масса машины, хотя ее динамические качества все же улучшились благодаря более мощному двигателю и усовершенствованиям в трансмиссии. Кроме того, вопреки распространенному заблуждению, алюминиевые поршни на автомобили 101-го семейства устанавливались далеко не всегда. Но и сними расчетных 116 л.с. мотора «исправленной» версии на практике достичь не удалось. Мощность двигателя ЗИС-101А составляла, как правило, 110 л.с.
    ЗИС-101А получил, в отличие от ЗИС-101, иное оформление передка с более современной выпуклой решеткой радиатора с горизонтальными прорезям. Первый автомобиль с такой внешностью, но еще с двигателем ЗИС-101, был построен автозаводом еще 11 апреля 1939 года и, наряду с построенным тогда же ЗИС-102, предназначался для выставки в честь XVIII съезда ВКП(б). А «полноценный» ЗИС-101А был представлен широкой публике 7 ноября 1939 года на параде, посвященном 15-летию выпуска первого советского автомобиля АМО-Ф15.
    Серийное производство ЗИС-101А было начато во второй половине 1940 года и продолжалось до июля 1941 года, когда серийный выпуск представительских автомобилей был прекращен в связи с началом войны.
    Всего было собрано 675 экземпляров ЗИС-101А – 199 машин в 1940 году, 475 машин в 1941 году и 1 машина в 1942 году.

Текст - Константин Андреев



    Последней на сегодняшний день вышедшей моделью ЗИС-101А стала модель бренда DiP models, выполненная в зеленом цвете, как и модель издательства DeAgostini, но более темного оттенка. Эта модель, будучи выпущенной в количестве 252 экземпляров, появилась в продаже в апреле 2019 года.


    Наиболее массовой моделью ЗИС-101А на полках коллекционеров стала модель изумрудно-зеленого цвета, вышедшая в декабре 2009 в рамках журнальной серии "Автолегенды СССР" издательства DeAgostini.
    Впоследствии формы этой модели были использованы еще дважды: сперва в августе 2010 года вышли черная и темно-синяя модели ЗИС-101А под брендом "Наш Автопром", а потом в июне 2011 года владелец форм, компания PST в лице дочернего бренда IST, выпустила модель ЗИС-101А вишневого цвета (на фото справа). Эта модель получила более аккуратную окраску, хромированную багажную решетку, вайтволлы на колесах, окрашенный салон, выделенную черным вставку на крыше.


    На фотографиях слева направо представлены модели ЗИС-101А, выпускавшиеся в 2000/2010-ых годах мастерскими FV Model Cars (г.Белгород), "Херсон-Моделс" (г.Херсон) и "Русский вариант" (г.Москва). Также модель ЗИС-101А выпускается мастерской "Уральский сокол" (г.Екатеринбург).


К другим моделям ЗИЛ               К общему списку моделей                На Главную страницу               Сообщить об ошибке или о плагиате

Страница создана 16 января 2005 года          
Последняя редакция - 25 декабря 2020 года