ЗАВОД им.И.А. ЛИХАЧЕВА    /ОАО "ЗИЛ"/

ЗИС-102

Первый фаэтон ЗИС-102
(оформление передка еще как у ЗИС-101, а в передней двери присутствует полугкруглая форточка, которую при необходимости можно было утопить в дверь)

Кабриолет ЗИС-102
(в отличие от фаэтона, кабриолет имел подъемные стекла во всех дверях, которые в поднятом состоянии заподлицо входили в пазы металлических элементов тента)

Серийные фаэтоны ЗИС-102
(в отличие от фаэтона №1, эти машины получили иной формы форточку в передних дверях)

Фаэтон ЗИС-102 в зале автомобилестроения в павильоне Механизация ВСХВ

Фаэтон ЗИС-102 и ЗИС-Спорт в заводском цеху, 1940 год

Фаэтон ЗИС-102, принадлежавший спортобществу "Динамо"

    К разработке открытой версии ЗИС-101, предназначавшейся для эксплуатации в южных районах страны и получившей индекс ЗИС-102, конструкторы автозавода им.Сталина приступили в 1937 году. В отличие от лимузина ЗИС-101, у ЗИС-102 отсутствовала жесткая крыша, поэтому конструкция силового каркаса кузова потребовала радикального пересмотра – он был укреплен дополнительными углами-оковками и специальным задним поясом, усиленного металлической стенкой, что позволило создать жесткую замкнутую коробку кузова. Помимо этого, дополнительно каркас был усилен стягивающей кузов центральной перегородкой позади передних сидений.
    Все двери ЗИС-102 теперь открывались по ходу движения автомобиля (у ЗИС-101 задние двери открывались против хода). При открывании дверей включалась подсветка подножек – два плафона на центральной перегородке. Особое внимание разработчики машины уделили механизму для съема и установки мягкой крыши. В основу крыши был положен металлический каркас с деревянными дугами по бокам, имевший 14 шарнирных точек. Крыша изготавливалась из прорезиненного непромокаемого материала внутрь которого были вшиты ватники для придания ей округлости. Передняя часть тента крепилась к рамке ветрового стекла при помощи специального замка.
    Изначально предполагалось выпускать ЗИС-102 с кузовом типа кабриолет – с подъемными стеклами в дверях, которые бы заподлицо входили в пазы металлических элементов натянутого матерчатого верха. Однако, по предложению студента дипломника Кокина, привлеченному к работе над этой машиной, параллельно начал проектироваться и более простой технологически вариант с кузовом фаэтон, у которого вместо боковых стекол использовались пристегивающиеся к дверям брезентовые боковины с целлулоидными окошками. Именно фаэтон и был построен первым весной 1938 года и он же был представлен на осмотр в Кремль членам партии и правительства. Эта же машина была позднее продемонстрирована 18 июля 1938 года в колонне спортобщества «Торпедо» на Всесоюзном параде физкультурников на Красной площади, посвященном 20-летию ВЛКСМ – ЗИС-102 был водружен на специальный постамент, сооруженный на грузовике – аналогично тому, как это было сделано с ЗИС-101 на физкультурном параде в 1937 году (фото1, фото2 – этот эпизод можно также увидеть в документальном фильме 1938 года «Цветущая молодость»).
    Спустя год, весной 1939 года был построен и автомобиль с кузовом кабриолет. Кабриолет получил новое оформление передка, аналогичное будущему ЗИС-101А (самого ЗИС-101А еще не существовало) и в целом, благодаря конструкции окон, был более комфортабельным автомобилем, но дальнейшего хода эта работа не получила – уже было принято решение о серийном выпуске ЗИС-102 именно в кузове фаэтон.
    Всего в 1939 году было выпущено 8 машин ЗИС-102, из которых 7 имели кузов фаэтон. Все они, также, как и кабриолет, получили оформление передка как у ЗИС-101А, но, поскольку комплектовались они прежним двигателем ЗИС-101, какие-либо буквы к индексу не добавлялись – ни тип кузова (фаэтон или кабриолет), ни новое оформление экстерьера не оказали на индекс никакого влияния. Ни в 1940 году, ни позднее ЗИС-102 больше не производились.

    Помимо парада физкультурников в 1938 году, автомобили ЗИС-102 еще минимум трижды принимали участие в парадах на Красной площади в Москве – в Первомайском параде 1941 года, где ЗИС-102 возглавлял колонну автомобилей и бронетехники (фото3), а также в Парадах физкультурников на Красной площади в Москве 21 июля 1940 года и 12 августа 1945 года. В параде 1940 года ЗИС-102 вместе с ЗИС-Спорт возглавлял колонну физкультурников общества «Торпедо» (фото4), а в 1945 году на ЗИС-102 был произведен объезд парадных колонн (фото5, фото6).

    Один из первых ЗИС-102 экспонировался на в составе советского стенда на международной выставке в Нью-Йорке в 1939 году. Одна машина долгое время в течение 1939-1940 годов экспонировалась на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке ВСХВ (впоследствии ВДНХ, ВВЦ). Известно также, что одна машина эксплуатировалась спортобществом «Динамо» и еще две были переданы военным – одна принадлежала автопарку узла связи НКО СССР, где в нее была смонтирована радиостанция, а вторая попала в гараж Московского военного округа. Не менее трех машин – первые фаэтон и кабриолет и еще одна более поздняя машина – были переданы для обслуживания отдыхающих в южных пансионатах страны. Наконец, одна из машин осталась в распоряжении самого автозавода им.Сталина.
    По всей видимости, самый первый фаэтон прослужил минимум до 1949 года – изображение отдыхающих советских граждан в санатории «Красная Москва» на Черноморском побережье Кавказа, сидящих в фаэтоне ЗИС-102, было помещено на обложку журнала «СССР на стройке» №7/1949 (фото7).



    Модели ЗИС-102, как и ЗИС-101 выпускались многими малосерийными мастерскими в 90-ых/2000-ых годах. На фотографиях слева направо представлены модели опытного фаэтона ЗИС-102, выпускавшиеся мастерскими AD Hand-Vodels Built (г.Киев), AGD (г.Калининград), "Русский вариант" (г.Москва), "Студия КАН" (г.Краснодар) и "ДиК" (г.Кострмоа).
    Судя по открывающимся против хода задним дверях у некоторых моделей и наличию у них форточек в передних дверях (как у ЗИС-101), не исключено, что эти модели были сделаны путем перепиливания модели лимузина ЗИС-101 без учета особенностей фаэтона.


    На фотографиях представлена модель серийного фаэтона ЗИС-102, выпускаемая до настоящего времени мастерской "Уральский сокол" (г.Екатеринбург). Кроме того, этой же мастерской выпускаетс и модель опытного фаэтона ЗИС-102.


    Наиболее распространенными и доступными для коллекционеров стали модели ЗИС-102, выпущенные издательством DeAgostini. Первой в апреле 2013 года вышла модель опытного фаэтона, выполненная в серо-голубом цвете. Модель вышла в рамках предварительного тестового запуска серии "Автолегенды СССР. Лучшее", продававшегося в Калининградской области, и в регулярной серии впоследствии не переиздавался. Спустя четыре года, в мае 2017 года, в регулярной серии "Автолегенды СССР" была выпущена модель серийного фаэтона в бирюзовом цвете. Обе модели имели все свойственные массовым журнальным сериям упрощения.


    Наконец, в октябре-ноябре 2021 года вышли модели ЗИС-102 бренда DiP-models. Коллекционерам были предложены модели опытного и серийного фаэтонов, а также версия ЗИС-102, принимавшего участие в гоночных заездах, со всеми атрибутами, сопутствующими прототипу.


К другим моделям ЗИЛ               К общему списку моделей                На Главную страницу               Сообщить об ошибке или о плагиате

Страница создана 18 сентября 2005 года          
Последняя редакция - 30 октября 2021 года