ЗАВОД им.И.А. ЛИХАЧЕВА    /ОАО "ЗИЛ"/

ЗИС-35

ЗИС-35шт
(со штампованными траками)

ЗИС-35лт
(с литыми траками)

    По итогам испытаний, проведенных в феврале и апреле 1940 года АБТУ Красной Армии, ЗИС-33 был признан неудовлетворяющим требованиям армии. Одним из минусов ЗИС-33 стало существенное уменьшение его грузоподъемности из-за чрезвычайно большой массы гусеничного движителя. Понимая это, конструкторы, по воспоминаниям Б.М. Фиттермана, являвшегося Ведущим конструктором ЗИС-33, «для облегчения конструкции раму и элементы гусеничного движителя попытались частично сделать из дюралевого листа и алюминиевых профилей. Все это быстро ломалось, особенно если гусеницы попадали в колею, из которой водитель пытался выбраться. Ломалось на машине все, что можно и что нельзя. Первыми выходили из строя из-за циркуляции мощности полуоси. Потом — шестерни заднего моста, шестерни коробки передач и даже сцепление........ Никита Сергеевич принимал живое участие в доводке автомобиля. Он почему-то считал, что все беды из-за того, что гусеница движителя и сам движитель много весят. Хрущев требовал снижения массы и от конструкторов, и от производственников. Толщину кованого трака уменьшили по его приказу до 4,5 мм, из-за чего стали ломаться падающие молоты, не рассчитанные на столь тонкую работу…
    — Вот если гусеница будет легкой, то машина и пойдет. — говорил Хрущев.
    — Невозможно дальше облегчать, Никита Сергеевич, технология не позволяет. — отвечал я ему.
    — Если бы все было просто, то нельзя было бы дурака отличить от умного! — возразил Хрущев и тем самым прекратил дискуссию. Так мы и продолжали ломать оборудование, пытаясь выполнить его директиву.»

    Тем не менее, все попытки улучшить существующую конструкцию ЗИС-33 оказались безуспешными. Следующим этапом развития идеи съемного гусеничного хода стал отказ от цепной передачи, приводящей ведущую звездочку гусеничного движителя. Теперь ведущие звездочки были надеты на фланцы отдельного моста, закрепленного жестко в заднем свесе рамы и приводимого через дополнительную карданную передачу от штатного ведущего моста, выполненного для этого проходным. Такой вариант получил обозначение ЗИС-35. Заодно, кроме новой кинематической схемы привода гусениц, ЗИС-35 получил один большой опорный каток вместо каретки с балансиром (отметим, что каждая каретка с балансиром у ЗИС-33 весила 137 кг).
    Были построены два варианта нового вездехода - ЗИС-35шт и ЗИС-35лт, использовавшие металлические гусеницы со штампованными и литыми траками соответственно. Собственный вес ЗИС-35шт составлял 4535 кг, а вес ЗИС-35лт - 4650 кг, что было связано с большим весом литых траков по сравнению со штампованными.
    Наряду с 12 опытными и 6 серийными грузовиками СССР тех лет (а также двумя иностранными - Krauss-Maffei и Fiat - привлеченными для сравнения), оба варианта ЗИС-35 участвовали в сравнительных испытаниях на Научно-испытательном полигоне Главного автобронетанкового управления Красной Армии в Кубинке в течение сентября-октября 1940 года. Целью испытаний являлось определение наиболее перспективных конструкций.
    В ходе этих испытаний ЗИС-35 фактически подтвердил все прежние недостатки ЗИС-33 - снизившаяся до 2000 кг грузоподъемность из-за большой массы гусеничного двигателя, проходимость оказалась по-прежнему недостаточной, отмечались постоянные сползания гусениц, особенно на боковых уклонах - гусеницы сваливались уже при величине уклона 7-10° (для всех остальных автомобилей предельным креном были значения в диапазоне 23-28°). При этом скорость ЗИС-35 примерно соответствовала обычным полугусеничным машинам. Как следствие, военных он перестал интересовать окончательно, а все дальнейшие работы были сконцентированы в направлении доводки полноприводных грузовых автомобилей и традиционных полугусеничных машин с принудительным зацеплением гусеничной ленты.



    Модель ЗИС-35 выпущена в 2019 году брендом "Наш Автопром".


К другим моделям ЗИЛ               К общему списку моделей                На Главную страницу               Сообщить об ошибке или о плагиате

Страница создана 06 декабря 2020 года          
Последняя редакция - 06 декабря 2020 года