АО "Москвич"

Москвич-408

    Работы над созданием нового "Москвича" начались в 1959 году. На момент начала производства — осень 1964 года — «Москвич-408» выглядел очень современно, даже модно. В целом, машина выглядела ничуть не хуже своих зарубежный аналогов, к примеру, английского Ford Cortina, французского Renault 8/10 или немецкого Opel Kadett. Модель была настолько новой для нашего автопрома, что ей даже был посвящен ноябрьский (1964 года) выпуск журнала "За рулем". Предсерийный «Москвич-408» несколько отличался от серийного. В частности, присутствовали вертикальные полосы на облицовке радиатора (впоследствии заменены на горизонтальные), на части машин устанавливался передний бампер с выемкой под номер. Именно такой автомобиль "засветился" в "За рулем" №11/1964 и многих ранних каталогах автоэкспорта.
    Среди технических новшеств «Москвича-408» следует отметить автоматическую регулировку тормозов, педали подвесного типа (опробованные еще на «Москвиче-403»). Впервые в отечественном автомобилестроении были применены 13-дюймовые колеса, более безопасный капот двигателя с передними петлями, двухкамерный карбюратор К126-П с пусковым полуавтоматом прогрева. На «Москвич-408» устанавливали механическую четырехступенчатую коробку передач с синхронизаторами на высших передачах (рычаг управления первое время располагался на рулевой колонке), контактную систему зажигания, независимую переднюю и зависимую заднюю подвески (пружинная на поперечных рычагах спереди и рессорная сзади), а также телескопические амортизаторы.
    Автомобиль комплектовался модернизированным двигателем от модели «Москвич-403», имевшим нижний распредвал и привод клапанов толкателями. Такая конструкция считалась тогда устаревающей, но все еще широко использовалась (к примеру, на итальянском Fiat-124 был именно нижневальный двигатель). Мощность в 50 л.с. при 4750 об/мин была по тем временам для автомобиля такого класса вполне достаточной. Автомобиль разгонялся до максимальной скорости 120 км/ч. На 100 км пути расходовалось 8-10 литров бензина.
    Переднее сидение до 1967 года устанавливалось диванного типа (это было возможно ввиду расположения рычага КПП на рулевой колонке), с регулировкой по длине и наклону спинки. Обивка салона была полностью выполнена из синтетических материалов; диваны обиты кожезаменителем, обычно черным или бежевым.
    Москвич-408 был долгие годы самым экспортируемым советским автомобилем – в 1968 году экспорт составил 55% всего выпуска АЗЛК (начиная с 1965 года экспортные модификации - "Москвич-408Э" - фото1, фото2, фото3, фото4, фото5 - имели, как правило, четырехфарную облицовку радиатора, более мощный двигатель, хромовые оклады рамок дверей и уплотнителей стекол), причем экспорт шел не только в соцстраны, но и в Западную Европу, преимущественно во Францию, Бельгию, Скандинавские страны, Финляндию. Автомобиль стоил значительно дешевле своих зарубежных аналогов, а комплектация была куда солиднее - в нее входили полный комплект инструмента, декоративные элементы, добавлявшие внешней солидности, и транзисторный приемник "АТ-64" с полутораметровой телескопической антенной. Помимо приема диапазонов ДВ и СВ, приемник обеспечивал еще и регулировку тембра! По европейским меркам, «Москвич» был довольно солидной машиной, покупателей привлекали невысокая цена, стильный внешний вид, высокий уровень качества. Во Франции (и ряде других стран Европы) машину продавали под названием Moskvitch Elite 1360 - фото6, фото7, фото8 - поскольку номера с нулем посередине (вроде 404, 405, 408 и т. д.) были запатентованы фирмой Peugeot для своих моделей. В Скандинавии «Москвич-408» продавался под брэндом Moskvich Carat.
    В 1967 году автомобиль получил новый, несколько более длинный (габаритная длина автомобиля 4120мм до 1972 года (без клыков на бампере) и 4196мм начиная с 1972 года (с клыками) - против прежних 4090мм) кузов модели «412» (так называемый «унифицированный» кузов – для модели «Москвич-412» он был несколько видоизменен для установки нового 1,5-литрового 75-сильного двигателя). «Унифицированный» кузов (появился с 17 октября 1967 года, начиная с кузова № 199706) допускал установку и того, и другого двигателя.
    18 мая 1967 года был выпущен миллионный автомобиль марки "Москвич" - это был "Москвич-408" (фото9, фото10, фото11, фото12, фото13)
    С 12 декабря 1966 года на Ижевском автомобильном заводе автомобиль Москвич-408 выпускался под маркой «Иж» (но сама модель сохранила название «Москвич»).
    Помимо экспортной модификации "Москвич-408Э", выпускалась также модель "Москвич-408Ю", предназначенная для районов с жарким климатом.
    Также «Москвичи-408» и (а позднее и «Москвич-412») с 1966 до 1976 года собирались в Болгарии на заводе в г.Ловеч - фото14, фото15.
    В 1969 году «Москвич-408» был модернизирован с использованием ряда решений новой модели «Москвич-412ИЭ». Такая модель получила индекс «Москвич-408ИЭ».

    Технические характеристики:
    Количество дверей - 4
    Количество мест - 5
    Длина - 4090 мм
    Ширина - 1550 мм
    Высота - 1480 мм
    Колесная база - 2370 мм
    Минимальный дорожный просвет - 200 мм
    Снаряженная масса - 990 кг
    Полная масса - 1330 кг
    Двигатель - АЗЛК-408
    Расположение - спереди, продольно
    Тип - бензиновый
    Степень сжатия - 7
    Система питания - карбюратор
    Цилиндры/клапаны - R4/2
    Объем двигателя - 1.358 л
    Мощность - 50 л.с. при 4750 об/мин
    Крутящий момент - 92 Нм при 2750 об/мин
    Привод - Задний
    Коробка передач МКПП - 4 ступени
    Максимальная скорость - 120 км/ч
    Разгон до 100км/ч - 29 сек.
    Расход топлива - 6,5 л/100км



    (Информация подготовлена с использованием материалов Игоря Ермакова. Автор будет признателен за любые замечания и дополнения к информации представленной выше.)



    Единственным производителем модели "Москвича-408", к тому же не выпускаемой к настоящему времени, является модель фирмы Dinky Toys (которая послужила в дальнейшем образцом при создании советской модели "Москвич-408ИЭ") - на фото слева и в центре.
    Крайняя справа - конверсия саратовской модели, выполненная Русланом Пинусом (г.Самара). Вот как он описывает процесс создания задних фонарей подходящей формы:
    "А с 408-ым все очень просто - берется пикап или фургон (задние фонари соответствуют седану до 1969 года), снимается краска хотя бы на задней части модели. Затем с этой самой части снимается матрица. Для изготовления матрицы использую автомобильный силиконовый герметик (самый обычный, из ближайшего автомагазина). Не забудьте нанести разделительный слой перед тем как будите наносить слой герметика. Для начинающих имеет смысл первые два, три слоя наносить жидким раствором (для этого герметик разводится бензином для зажигалок 1:1; можно пожиже каму как подходит - это достигается опытным путем), затем при помощи грубой кисточки N1 или N0 наносится первый слой и дается высохнуть в течении 30-40 минут, затем второй и третий. Практика показывает,что трех слоев достаточно перед основной заливкой - это необходимо чтобы не образовывались пузырьки на поверхности. После того как первые слои подсохли делаем основную заливку уже неразведеным герметиком. Можно в какой либо ванночке, можно так же слоями до достижения достаточной толщины и жесткости (тоже достигается опытным путем). В ванночке полимеризуется очень долго - до месяца, так что лучше все же наносить слоями. После полной полимеризации снимаете готовую матрицу. С первого раза может не получиться - прилипнуть или не досохнуть. Не расстраивайтесь, пробуйте еще раз - со временем придет. Я тоже не один тюбик герметика извел. После изготовления матрицы делается отливка - наносится разделительный слой и заливается. Лично я для этого использую эпоксидку. После полимеризации извлекается форма, обезжиривается и подгоняется по нужному месту. Для склейки в таких местах (нет несущих нагрузок) использую клей "КОНТАКТ" или "супермомент".


К другим автомобилям "Москвич"               К общему списку моделей                На Главную страницу               Сообщить об ошибке или о плагиате

Последняя редакция - 30 мая 2008 года