модели специальных автомобилей на шасси НАЗ-АА/ГАЗ-АА/ГАЗ-ММ

    В 1932 году автобазой "Скорой помощи" в Москве малыми партиями выпускались санитарные автомобили на шасси Форд-АА. При этом в конструкцию шасси был внесен ряд изменений: передние и задние рессоры были заменены на более мягкие (задние при этом были длиннее стандартных), обе оси оснащались гидравлическими амортизаторами, задний мост комплектовался одинарными колесами (из-за сравнительно небольшой нагрузки на него). Эти автомобили не имели никакого официального специального обозначения, но в технической литературе можно встретить обозначение СП-32.


    В 1934 году был изготовлен новый вариант санитарного автомобиля уже на шасси ГАЗ-АА. Санитарное помещение в нем отделялось от кабины глухой перегородкой. Для погрузки носилок сзади служила двустворчатая дверь, а для доступа к ним - две боковые. Для сидячих больных имелись мягкие пружинистые сиденья. На полу кузова у боковых стенок размещались специальные ящики, которые заполнялись балластом (щебнем), что обеспечивало автомобилю более плавный ход. Автомобиль комплектовался стандартными сдвоенными скатами на задней оси. Эти автомобили также не имели специального названия, однако в литературе именуются как СП-34.
    Модель санитарного автомобиля СП-34 производится мастерской ALF (г.Николаев).


    Более совершенная конструкция была создана на базе ГАЗ-АА в 1936 году в гараже Московской Скорой помощи. Эти автомобили, имевшие красивый обтекаемый кузов с двустворчатой дверью сзади и очень мягкую подвеску колес, были изготовлены малой серией (возможно, двумя партиями - на фото и рисунке заметно, как в деталях отличаются автомобили). Поскольку нагрузка на задний мост была невелика, то он оснащался не сдвоенными, а одинарными колесами. Этот автомобиль известен под условным индексом СП-36.
    Модель санитарного автомобиля СП-36 выполнена В.Зинченко (г.Киев).


    На базе НАЗ-АА/ГАЗ-АА/ГАЗ-ММ во многих городах страны как до, так и одновременно с ГАЗ-55, выпускались самостоятельные конструкции санитарных автомобилей, часть из которых представлена здесь:


    На базе ГАЗ-АА/ГАЗ-ММ строились подметально уборочные машины. На фото слева - ПУ-7 на шасси ГАЗ-АА и ГАЗ-ММ соответственно.


    Московским заводом "Аремкуз" на базе ГАЗ-АА/ГАЗ-ММ строились грузовые такси. Их постоянно можно было встретить у вокзалов в крупных городах страны.


    ГАЗ-АА/ГАЗ-ММ активно использовались в городском коммунальном хозяйстве.


    На шасси ГАЗ-АА/ГАЗ-ММ многими региональными автозаводами и рембазами строились пассажирские и грузопассажирские автобусы.


    Будучи одними из самых распостраненных автомобилей в стране, ГАЗ-АА/ГАЗ-ММ широко использовались для подготовки молодых водителей. В большинстве случаев использовался стандартный грузовик, однако некоторыми организациями ДОСААФ строились и специальные двухкабинные варианты учебных автомобилей.


    Нередки были случаи установки на базовое шасси ГАЗ-АА/ГАЗ-ММ и передвижных механизированных маслозаводов для переработки продукции непосредственно в удаленных районах.


    Стандартные ГАЗ-АА/ГАЗ-ММ широко использовались и для нужд отделений связи в СССР. Какой-то специальной подготовки эти автомобили не проходили, а от обычного транспорта их отличала наклонная белая полоса на кузове, дающая право беспрепятственного проезда под запрещающие знаки.


    Помимо использования стандартных пожарных машин типа ПМГ-1 и ПМГ-3, которых, следует признать, на всю страну не хватало, многими пожарными частями на местах самостоятельно строились пожарные автомобили для своих нужд.


    На базе ГАЗ-АА/ГАЗ-ММ выпускались бензозаправщики БЗ-42, которые использовались как в Красной Армии, так и в народном хохзяйстве.
    На фото справа представлена модель БЗ-42, выпускаемая мастерской ALF (г.Николаев).


    Московский хлебный фургон на базе ГАЗ-АА/ГАЗ-ММ.
    На фотографиях представлены модели хлебных фургонов на шасси ГАЗ-АА производства мастерской МП-43 (г.Екатеринбург) и ALF (г.Николаев), справа.


    В 1932-1933 г.г. Всесоюзный научный институт холодильной индустрии (ВНИХИ) построил опытные образцы фургонов-авторефрижираторов на шасси Ford-AA (на фото слева). Затем, в 1934 году ВНИХИ разработал на шасси ГАЗ-АА удачный авторефрижиратор, производство которого с 1935 года развернул одесский завод "Фригатор" (на фото справа).


    Мастерские автобазы мясокомбината им.Микояна (МАБ МКИМ) в Москве освоили в 1935 году изготовление малыми партиями развозных фургонов для мясопродуктов на шасси ГАЗ-АА. Автомобиль имел изотермический кузов, где в трех отсеках находилось 45 ящиков для готовой продукции.
    В 1935 году на шасси ГАЗ-АА начали выпускать фургоны для доставки прохладительных напитков, хлебные фургоны и хлебные фургоны люкс с механической подачей лотков.


    В годы войны захваченные автомобили активно использовались враждебными армиями для решения задач по снабжению войск. Но нередки также были случаи попыток со стороны немецких войск установки ГАЗ-АА или ЗИС-5 на ж/д ход и использования их в качестве автодрезин.


    Помимо широко известных ГАЗ-410 многими заводами, в том числе и военными, строились самосвалы на шасси ГАЗ-АА/ГАЗ-ММ.


    На фотографии представлен пожарный автомобиль на шасси ГАЗ-АА Харьковской дружины юных пожарных.


    Стандартные грузовики ГАЗ-АА/ГАЗ-ММ нередко служили базой для установки легкосъемного специального оборудования, как например, этот кран-стрела КС-1.


    Ремонтная мастерская ПАРМ типА на шасси грузовиков ГАЗ-АА/ГАЗ-ММ.


    С.-Петербургским объединением ЛОМО-АВМ выпускается ряд моделей на базе ГАЗ-АА. В частности, автомобиль-электростанция АЭС-3 (слева) и модель санитарного фургона.


    Модель военного санитарного грузовика выполнена А.Николаевым (г.Москва) с использованием модели ленинградского завода "Двигатель".


    Модели автомобилей для перевозки заключенных на шасси ГАЗ-АА выпущены екатеринбургской мастерской МП-43 (в настоящее время мастерская не существует).


    Модель автомобиля войск ПВО, выпускаемая мастерской ALF (г.Николаев).


    Пожарные насосы на базе ГАЗ-АА/ГАЗ-ММ были широко распостранены в сельской местности до 50-ых годов ХХ века. Установленное пожарное оборудование в кузове могло легко демонтироваться и автомобиль трансформировался в гобычный грузовик, что позволяло использовать такие машины как для работы на полях, так и для пожарной охраны.
    Модель пожарного грузовика изготавливается объединением ЛОМО-АВМ (г.С.-Петербург).


    Модель бензоперекачивающей станции БПС-4-АД-90 производится объединением ЛОМО-АВМ. В реальности эти автомобили использовались в том числе и в пожарных частях для подачи воды к пожару. Модели выполняются в двух вариантах окраски - пожарный и хаки. В остальном модели абсолютно идентичны. В качестве базы используется модель ГАЗ-АА производства завода "Двигатель".


Перейти к:

К другим моделям ГАЗ               К общему списку моделей                На Главную страницу