ЗАВОД им.И.А.ЛИХАЧЕВА    /ОАО "ЗИЛ"/

ЗИС-5

эмблема ЗИС-5     Автомобиль ЗИС-5 (1933-1941 г.г.), ЗИС-5В (1941-1947 г.г.), ЗИС-50 (1948), УралЗИС-5 (1947-1955г.г.), УралЗИС-355 (1956-1957г.г.), УралЗИС-355В (1957-1958г.г.).
    Появлению ЗИС-5 предшествовали несколько последовательных моделей АМО: АМО-2 (1930-1931г.г.), собиравшийся из американских узлов, поставлявшихся компанией Autocar, и АМО-3 (1931-1933г.г.), незначительно отличавшийся конструктивно от АМО-2 (был модернизирован задний мост, изменена форма передних крыльев, размеры грузовой платформы), но собиравшийся из деталей, изготовленных в СССР.
    Здесь представлены фотографии автомобилей АМО-3, участвовавших в "каракумском" пробеге 1933 года (названному так по самому "экстремальному" этапу).
    Необходимо отметить, что конструкция АМО-3 постоянно модифицировалась и машины АМО-3 последних выпусков внешне (а частично и "внутренне") не отличались от ЗИС-5. Интересно также, что наряду с основной моделью выпускались модификации с удлиненной (4420мм против 3810мм) базой. Кроме того, на базе ЗИС-5 был создан ряд модификаций: седельный тягач ЗИС-10, шасси для пожарных автомобилей ЗИС-11, длиннобазные шасси ЗИС-12 и ЗИС-14, газогенераторные автомобили ЗИС-13, полугусеничные ЗИС-22 и пр. ЗИС-5В московской почты
    Все автомобили, не отправлявшиеся на экспорт, окрашивались только в стандартный зеленый цвет. Цвета кабины и кузова несколько отличались, поскольку для их окраски использовали красители на разной основе (для металла - масло, для дерева - глифталь). Они имели разные марки и, судя по выкраскам, отличались по тону.
    ЗИС-5 бамперами не комплектовались, исключение - экспортные автомобили и автомобили, предназначавшиеся для участия в рекламных автопробегах вроде каракумского. На ЗИС-5 устанавливались стандартные универсальные платформы ЗИС-5А или (значительно реже) ЗИС-5У с высокими бортами.
    На второй фотографии слева - оформление автомобиля начиная с 1942 года. Важно отметить, что после войны ЗИС-5 внешне вернулся к своему довоенному оформлению, но форма крыльев несколько изменилась (с 1949 года).
    На двух фотографиях справа представлены трофейные ЗИС-5, один из которых приспособлен немцами для использования в качестве дрезины.
    В общей сложности ЗИС-5 и развитых из него моделей за все годы разными заводами было выпущено около миллиона экзепляров.



    Ниже представлены модели бортового автомобиля ЗиС-5, выпускаемые фирмой "Миниклассик" (г.Запорожье). Кроме представленных также предлагаются бортовой ЗиС-5 без бампера (окрашенный в хаки), автомобили с установленными в кузове крупноколиберным пулеметом ДШК или счетверенной установкой "Максим".
    Принято считать, что на сегодняшний день модели этой фирмы являются наиболее соответствующими оригиналу. Основным недочетом, по мнению многих коллекционеров, является несоответствие формы эмблемы на капоте прототипу. В остальном же модель заслужиывает самых лестных оценок. Следует, впрочем оговориться, что сравнение, как правило, производится только с моделями ЛОМО-АВМ, другим крупнейшим производителем моделей ЗИС-5 и ее модификаций.

    На этих двух фотографиях представлен экспортный вариант автомобиля ЗИС-5. В 1934 году Турция приобрела партию из 100 таких грузовиков. Эти грузовики были оснащены передним бампером, а часть из них была окрашена в бежевый цвет.

    Здесь представлена модель АМО-3, принимавшая участие в каракумском пробеге. Производителем данная модель обозначается как "ЗИС-5 Кара-Кум".

    Модель автомобиля военных лет ЗИС-5В с деревянной кабиной, а также крыльями и грузовой платформой упрощенной конструкции.

    Модель трофейного ЗИС-5 Вермахта с установленной в кузове 20-мм пушкой FLAK.

    .

    В этом ряду представлены модели ЗИС-5 и ЗИС-5В, выпускаемые объединением ЛОМО-АВМ (г.С.-Петербург). Помимо представленных здесь моделей, также выпускаются варианты с тентами, с различными надписями, в камуфляжной окраске, с прицепами.

    .

    Здесь представлена модель ЗИС-5 производства мастерской ДОКА (г.Челябинск). Модель была произведена в 1992 году. У модели снимался капот, был довольно детально имитирован двигатель.


Варианты кузовов, монтировавшихся на шасси ЗИС-5               Пожарные автомобили на шасси ЗИС-5

К другим моделям ЗИЛ               К общему списку моделей                На Главную страницу